ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 2

Тридцать сребреников, или Трагедия Иуды

1


ШЕКЕЛЬ

Так выглядел шекель…

 
Предательство Иуды является, несомненно, по своему драматизму одним из ярчайших событий, описанных в Новом Завете. Имя Иуды стало синонимом продажности и предательства, а "тридцать сребреников" – стали мерилом человеческого падения. И, казалось бы, вся история этого предательства абсолютно ясна. Но так ли это? Чем внимательнее вчитываешься в строки, описывающие это событие, тем больше возникает вопросов. На один из этих вопросов, вопрос о цене предательства, и попробуем найти ответ.

Много это или мало – тридцать сребреников? И что это за монета такая вообще? Ведь у этой монеты явно славянское название. Не могла монета с таким названием циркулировать на древнем Ближнем Востоке. А если это перевод названия монеты на русский язык, то почему не были переведены названия других монет, упоминаемых в Библии? Есть ведь там и динарии, и лепты, и шекели (сикли), и драхмы, и таланты… В самом деле, почему? Задавшись этим вопросом, я решил обратиться к изданию Библии на английском языке, благо, что найти соответствующие строфы чрезвычайно просто по их нумерации. В английском тексте упоминаются тридцать серебряных монет без указания их номинала или названия. Все это чрезвычайно странно. Если было известно, что монет тридцать, то неужели не было известно каких именно?

Но, похоже, известно все-таки было. Перекрестные ссылки на Ветхий Завет приводят к текстам, в которых упоминаются шекели. Это логично, так как шекель был мерой веса, и в Иудее в качестве денег использовалось серебро и золото, отмеряемое шекелями. Почему же переводчики Библии предпочли не упоминать об этом? Похоже, что тридцать шекелей серебра им показались слишком маленькой ценой предательства. И хотя на эти деньги можно было в те времена купить себе лишь небольшой земельный участок, что и было сделано после смерти Иуды, когда на эти деньги был куплен участок у горшечника для погребения странников. Но нужны ли были самому Иуде эти деньги?

2

Для того чтобы это понять, необходимо четко представлять себе ту роль, которую играл Иуда среди ближайшего окружения Христа. А роль эта была чрезвычайно важной – Иуда был хранителем денег (казначеем) христианской общины. И денег, судя по росту популярности в народе Христа, не таких уж малых. Наверняка более существенных, чем те тридцать шекелей, которые ему предложили старейшины из Синедриона (нечто вроде Совета Старейшин), желавшие смерти Иисусу из Назарета.

Чем же был так страшен Иисус для царя Иудеи и для Синедриона, возглавлявшегося Верховным жрецом – Первосвященником? Тем ли, что говорил людям о Новом Завете и выгонял торговцев из храмов? Нет, нет и еще раз нет! Ведь для того, чтобы физически уничтожить одного ребенка царь Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Иисус был страшен не только тем, что он проповедовал. Этим он был страшен для жрецов. Иисус был страшен тем, что он в действительности претендовал на место царя Иудеи, так как у него было больше прав на престол, чем у Ирода Великого и сыновей его Архелая и Ирода.

Именно поэтому Евангелия от Матфея и от Луки подробно описывают его генеалогическое древо – родословие. Именно этот вопрос задает Иисусу прокуратор Понтий Пилат: "Ты Царь Иудейский?". И это было серьезнейшее обвинение. Для правителя Понтия Пилата Иисус был претендентом на царский трон и главой партии, стремившейся изменить систему власти.

Это становится очевидным после того, как ознакомишься не с деяниями апостолов, а с их биографией. Среди апостолов был сын Ирода Великого – Фома (принц Филипп, лишенный права наследовать престол), и Симон Кананит – лидер Западно-Манасейских Магов (волхвов), и один из лидеров национально-освободительного движения евреев от власти Рима – Левей Фаддей, возглавивший вооруженное восстание против Понтия Пилата в 32 году. И Матфей был не просто мытарем (сборщиком налогов), а достаточно ответственным должностным лицом, отвечавшим за сбор налогов с евреев, живущих за пределами Иудеи, а, кроме того, наследным Первосвященником, каковым он и стал в 42 году. Иуда же, кроме выполнения функции казначея, был Главой Книжников и военноначальником Кумрана. При его непосредственном участии создавались знаменитые Свитки Мёртвого Моря. Не очень-то всё это вяжется с тридцатью серебряными монетами.

Уж больно напоминают мне все эти события российскую историю начала 17-го века, когда прервалась прямая линия Рюриковичей и началось "смутное время". Были и убийство младенцев, и иноземное вторжение, и национально-освободительное движение народа, и множество претендентов на царский трон, объявлявших себя наследниками престола. Даже Пугачёв, возглавивший в 18-м веке народное восстание, именовал себя царём Петром III.

3

Похоже, что и история, описанная в Новом Завете, была ничем иным, как описанием борьбы за власть между Синедрионом, сотрудничавшим с римской администрацией, и партией, возглавлявшейся Иисусом из Назарета, чьи генеалогические права на царскую власть всячески доказывались его сторонниками. А сам состав этих сторонников говорит сам за себя в пользу серьёзности их намерений взять власть в Иудее в свои руки.

Мог ли, при всём этом, Иуда польститься на жалкие тридцать кусочков серебра? Вряд ли. Но изменить он всё-таки мог, только не по финансовым, а по политическим мотивам. Таких примеров в истории огромное количество. Откуда же тогда взялись эти самые тридцать сребреников? Мне кажется, что можно найти ответ на этот вопрос, если знать число старейшин, входивших в состав Синедриона. Пока это только догадка, но, как и любой выборный орган, Синедрион должен был состоять из определённого числа членов. Я нигде не нашёл этого числа. Вполне вероятно, что это число могло меняться со временем. И, похоже, в то время, которое описывалось в Новом Завете, в состав Синедриона входило именно 30 старейшин. А старейшин на Востоке часто называют аксакалами.

Но если переводчик не знал о существовании такого термина? Учитывая, что в греческом языке нет буквы "ш", а гласные буквы часто пропускались для экономии места, то вполне могло случиться, что переводчик воспринял "30 аксакалов" как "30 ак сиклей", и превратил их в "30 белых (серебряных) монет". Это не так уж невероятно. Возможно и казахское слово "акша – деньги" является искажённым вариантом "ак шекель – белый (серебряный) шекель", что может косвенно подтвердить существование такого словосочетания в древности.

4

А если всё это так, то совершенно по-другому выглядит и поступок Иуды. В этом случае, он не просто ничтожество, ради небольшой суммы денег предавший Учителя. Иуда совершенно осознанно и сознательно пошёл на сговор с Синедрионом, понимая, что начинаемая ими революция потопит в крови Иудею. Именно об этом говорил Первосвященник Каиафа (Иоанна 11:50). И Иисус также прекрасно понимал, что его смерть обезглавит восстание, которое может, в случае его неудачи, привести к истреблению римлянами многих тысяч его последователей. Что собственно и произошло в последующем в ходе Иудейской войны, которую прекрасно описал ее участник Иосиф Флавий.

Кто-то должен был остановить начинающееся восстание. Не мог не понимать всего этого и Иуда – самый образованный человек из окружения Иисуса. Вероятно, что когда он примкнул к партии Иисуса, то ее цели выглядели более мирно, но со временем радикализм партии возрос. В качестве ближайшего исторического аналога можно привести выделение из социал-демократического движения – коммунистического, готового идти к достижению своих целей вооруженным способом, не гнушаясь террором и жертвуя тысячами и тысячами человеческих жизней ради "светлого будущего". Наверняка понимал это и сам Иешуа (Иисус), поскольку он не дал Петру применить оружие, защищая его. "Поднявший меч от меча и погибнет", – сказал он ему. Отказаться же продолжать борьбу он уже не мог. Смерть его была самым простым вариантом прекращения восстания. И он пошёл на это!..

5

И Иуда, и Иисус хорошо осознавали, что делали. Большинство же в их окружении не до конца понимало происходящее. Только косвенные свидетельства в описаниях произошедших событий, нелогичности и странности позволяют говорить о том, что кроме внешнего фона событий, описанных в Евангелиях, были и иные мотивы произошедших событий, оставшиеся за кадром. Анализ этих странностей помогает выявить истинные мотивы произошедших событий и понять, что Иисус и Иуда действовали заодно. Возможно даже, что Иуда выполнял непосредственную волю Иисуса, спровоцировав его арест, обрекая себя на роль предателя.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru