|
«ОПУСЫ». Часть 2
Заботливая плеть1Не первый раз мы становимся свидетелями силовых методов подавления государством недовольства своих граждан. История свидетельствует о том, что подобные методы решения конфликтов между "низами" и "верхами" являются обычным явлением в мире во все времена. Меняются только формы и методы, которыми пользуется власть для сдерживания стихийных выступлений "экстремистов". Свои жесткие, а порой и жестокие, действия государственные чиновники оправдывают исключительно заботой о народе в целом, стремлением не допустить дестабилизации обстановки и хаоса.Действительно, в этих словах имеется доля истины. Часто для сохранения жизни человеку приходится прибегать к оперативному вмешательству. Но это не может служить оправданием в том случае, когда выступление людей провоцируется действиями тех же чиновников, которые в последствии и принимают решения о силовом их подавлении.
Конечно ситуация исправляется, хотя и не за счет снижения преступности. Чиновники научились манипулировать цифрами, а содержание людей в колониях и тюрьмах, да еще в период общего экономического спада обходится чрезвычайно дорого. В 2000 году из расчета на 100 тысяч населения в России осуждённых лиц было 730, 575 – в Белоруссии, 495 – в Казахстане, 450 – на Украине. К 2004 году, после условно-досрочного освобождения большого числа заключённых, численность казахстанских заключённых снизилась до 300 человек на 100 тысяч населения, хотя всё еще является большой цифрой. В чём же причина столь высокой численности заключенных на постсоветском пространстве? Только ли в общем уровне криминалитета в обществе и большой доли недовольных граждан? Неужели уголовные традиции настолько свойственны народам, населяющим 1/6 часть суши? Неужели в крови у нас "барымта"? 2А может быть наши чиновники, сажая людей в тюрьму, тем самым проявляют "заботу" не только и не столько об оставшихся на свободе, сколько о самих осужденных, как показывалось в рекламных роликах времен ГУЛАГа, уже упоминавшихся мной? Может это и не так абсурдно, как кажется на первый взгляд.Само слово "забота" звучит на киргизском языке как "кам". В то же время имеются в этом языке и несколько производных слов, явно связанных с корнем "кам". Это слова "камоо – арестовывать" и "камчы – плеть". Зная правила словообразования киргизкого языка нетрудно перевести первое слово дословно как "заботиться, проявлять заботу", а второе как "тот, который заботится". Аналогично и в казахском языке, на котором слово "забота – қам", "арестовать – қамауга алу", а "плеть – қамшы". Как видим, в языках тюркских народов сохранились какие-то древние ассоциации, которые не сохранились напрямую в русском языке, хотя и там существует древняя поговорка "Бьёт – значит любит". Не является ли эта странная связь между любовью-заботой и плетью просто дословным переводом слова "камчы – қамшы – плеть"? Возможно, в старые времена посадить человека в тюрьму на период холодов и являлось чем-то вроде проявления социальной заботы о нём. Ведь там он мог спастись от голода и холода. Вспоминается при этом известная новелла О.Генри "Фараон и хорал" в которой бродяжка намеренно совершил преступление, чтобы сесть в тюрьму на зимний период. В советские времена за бродяжничество сажали в тюрьму без лишних разбирательств. Сейчас же бездомные бродяги (бомжи) абсолютно не трогают нашу власть, тем более они только портят статистику осуждённых. Или всё-таки ну её эту статистику, лучше реально позаботимся о людях? Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|