ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 3

Пропавший народ, или О чём не пишут в учебниках истории

ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ История народа… Как часто приходится слышать и читать о великой истории того или иного этноса. Одну, другую, третью тысячу лет порой насчитывают радетели за восстановление "исторической справедливости". Порой простое звуковое совпадение является поводом для того, чтобы ещё на сотню-другую лет "состарить" свой народ. Как хорошо эта ситуация была спародирована в фильме "Арап Петра Великого", в котором бояре, призванные решать важнейшие государственные дела, по любому поводу устраивали спор относительно древности того или другого рода. В фильме это, конечно, вызывает улыбку. Но далеко не так смешно становится, когда подобные разборки устраиваются на уровне государственной политики.

А откуда, собственно, мы можем узнать о древности того или иного народа? Как мы можем определить – представитель какого народа оставил конкретную наскальную фреску или изготовил конкретный глиняный сосуд, черепки которого нашли при раскопках? Ведь авторы, как правило, не подписывались, а если и подписывались, то не упоминали свою национальность. И если они пользовались каким-то алфавитом, то это ещё не означало, что автор надписи принадлежит народу, который изобрёл этот алфавит. Ведь давно нет латинян, а их алфавитом пользуются в мире. Представители многих народов используют английский язык для общения, не являясь англичанами, и русский – не отождествляя себя с русскими.

Может по звучанью слов? Но и эта ветвь – тупиковая. К предкам какой национальности, например, можно отнести причерноморских скифов? По сообщению Геродота они называли своих главных богов именами "Папа" (Бог-отец) и "Апа" (Богиня-мать). Первое слово укоренилось в славянских языках, а второе – в тюркских. Так чьими же предками, в этом случае, должны были быть скифы? Если проследить эту линию рассуждений дальше, то и само название "скиф", которым Геродот называл причерноморские народы, не даёт данных для отождествления их с тем или иным нынешним народом. Ведь само значение этого слова (а Геродот старался передать звучание самоназвания народа) связано с русским корнем "скит". Ведь мы называет словом "скифия" страну, которая на древних картах обозначалась в латинской транскрипции как "scythia", то есть страна "скитальцев" – кочевников. От этого же корня произошло слово "скит". Так что же это был за народ. Их самоназвание сохранилось в корнях славянских слов, а по образу жизни они были кочевниками…

В одной из книг Гумилёва мне пришлось столкнуться с привлёкшей внимание сопоставительной таблицей имён правителей и народов на трёх языках – китайском, арабском и русском. Я был просто поражён… Звучания имён и народов в большинстве случаев совершенно не совпадали. Конечно, историки смогут найти (и, наверняка, уже нашли) множество объяснений этому факту, но для меня более убедительным является тот факт, который я узнал, изучая немецкий язык в школе. Действительно, немцы, которые называют себя "дойч", в соседних странах называются "алеманами", "немцами", "германцами" и т.д. Устранить эту путаницу можно только путём сопоставления сведений, приводимых различными источниками. Если события и даты похожи, то, скорее всего, речь идёт об одном и том же народе. Но самым главным признаком необходимо считать тот факт, что рядом живущие народы не воевали друг с другом. Ведь такое просто не возможно в истории. Все воюют с соседями! Если и есть периоды мирной жизни, то они не более чем периоды… Всегда найдётся повод для конфликта.

Но, порой, историки как будто не замечают очевидного и на исторической арене появляются народы, живущие на одной территории, но носящие разные названия. Одним из таких народов стали финикийцы, внёсшие огромный вклад в мировую культуру, но исчезнувшие с лица земли. Что же за народ был эти финикийцы, про которых говорят школьные учебники, но который не оставил после себя наследников? Чьими же предками был этот великий древний народ, живший на территории нынешнего Ливана и Израиля, основавший Карфаген и упомянутый Геродотом в его "Истории" в первом же абзаце как народ, послуживший причиной войны между эллинами и "варварами". Почему же ни один из нынешних этносов не называет себя его потомками?

Но самое странное, что есть в этом вопросе, – это то, что Геродот, живший в 5 веке до нашей эры и оставивший подробное описание народов мира и пересказавший историю противостояния персов и эллинов во времена разрушения Первого, и строительства Второго, Храма, ни разу не упоминает евреев. Это, действительно, не объяснимо. Так как, если верить Ветхому завету (Торе), иудейское государство было достаточно сильным и постоянно участвовало в войнах с палестинцами (филистимлянами), ассирийцами (вавилонянами) и египтянами. При этом, перечисляя народы, проживающие на территории Малой Азии, Геродот говорит, что там проживали 30 народов, а, упоминая о территории Сирийской Палестины, он говорил, что там живёт только 3 народа (IV, 39) – это египтяне, филистимляне и финикийцы.

Так, где же евреи? В то же время Ветхий Завет рассказывает не только о войнах евреях с филистимлянами и египтянами, но и об их удивительной дружбе с финикийцами. Именно они были теми искусными строителями, которые собственно и построили Первый Храм (по финикийскому образцу) во времена правления царя Соломона, дружившего со своим "соседом" – царём финикийцев (называемого царём Тира) Хирамом. Вскоре после смерти Соломона, строившего храмы не только Яхве, но и языческим богам (якобы, для своих жён), израильское государство распалось и Иудеей правила царица Изевел (финикийка), а затем и её дочь Аталия, которые упорно продвигали финикийский культ Ваала и строили ему храмы, с которыми так боролся пророк Илия. А ведь евреям категорически запрещено было вступать в браки с иноплеменниками. Значит финикийцы не иноплеменники? И вот тут то всё и встаёт на свои места. Ведь Ваал всегда изображался в виде быка. А не тот ли это "золотой телец", с культом которого пришлось бороться Моисею выводя евреев из египетского плена… Именно бык украл дочь тирского (финикийского) царя Европу, и именно буквой "алеф – альфа (бык)" начинаются и финикийский, и греческий алфавиты.

Похоже, что евреи и финикийцы были просто одним и тем же народом, но, только одни приняли законы Моисея, а другие, – оставались верны своим древним богам. Косвенным свидетельством этому является и путаница с алфавитом. Часть историков считает, что финикийский алфавит был древнейшим звуковым письмом, от которого произошёл арамейский и, затем, иврит. Другие историки настаивают на том, что иврит и являлся прототипом арамейского письма. Но никакого противоречия здесь нет. Геродот, основываясь на рассказах самих финикийцев, называл их выходцами с берегов Красного моря и арамеями по имени их прародителя Арама. Евреи тоже утверждают о том, что пришли на Ближний Восток из тех же мест, но их праотцом был Авраам. Обратите внимание на необычайную схожесть истории происхождения и созвучия имён Арам-Авраам… Два великих народа, вышедшие из одних мест, гении торговли и инженерии, претендующие на авторство алфавита, живущие в дружбе на территории Сирийской Палестины, являющейся частью египетской провинции Сирия и Финикия, и роднящиеся между собой… Не слишком ли много совпадений?

К сожалению, это далеко не единственный случай в истории, когда религия раскалывает некогда единый народ. Стоит только вспомнить реакцию Тараса Бульбы на смену веры своим сыном. И сейчас мы являемся свидетелями многочисленных случаев, когда дети и родители верят и поклоняются разным богам. Человек слаб перед силами природы, и он хочет найти себе хоть какую-то защиту. И всегда находятся желающие пообещать ему то, что ему хочется. А если для этого нужно будет подкорректировать историю, то это не будет для них являться слишком большим препятствием. И сам факт того, что от финикийцев, основателей алфавита, название города которых (Библ) дало название Библии, практически не осталось письменных свидетельств говорит о том, что их ближайшие родственники заботливо уничтожили большинство текстов (так как большинство произведений в те времена были религиозного содержания), в которых прославлялся Ваал, оставив лишь немногие, в которых историки отмечают параллели между финикийской и древнееврейской культовой терминологией.

Две ветви одного народа, пришедшего на берег Средиземного моря во втором тысячелетии до нашей эры. Часть из них осталась жить в своих укреплённых городах и сохранила древнюю веру. Часть – ушла в Египет и, как минимум, если вспомнить, что древние евреи были пастухами, поддерживала захватившую в Египте власть династию пастухов (гиксосов). После падения в 1580 году этой династии евреи были обращены в рабство, из которого вышли только через 300 лет. И пошли они к родственникам, но уже с новой религией. А родственники – финикийцы были достаточно веротерпимы. Они строили храмы не только своим богам, но и богам других народов, в местах, где они жили и образовывали торговые колонии.

Так куда же делись финикийцы? А никуда они не делись. Они просто сменили веру!.. Но, традиционная веротерпимость финикийцев и их готовность уважать другие религии не исчезла в веках. Именно их потомки, вероятнее всего, и способствовали реформированию иудаизма, провозглашая, что "нет ни эллина, ни иудея".

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru