|
«ОПУСЫ». Часть 5
Загадка красавицы ЖибекВ 2008 году лиро-эпическая поэма «Кыз Жибек» («Девушка Жибек») была признана мировым культурным наследием, и ЮНЕСКО объявила этот год годом 500-летнего юбилея поэмы. Как учёные высчитали этот возраст, мне судить тяжело, ведь письменная запись поэмы была сделана только в 19-м веке, а печатно она была впервые издана только в 1894 году. То, что за 400 лет своего существования в виде стихов, передаваемых изустно из поколения в поколение, поэма могла претерпеть достаточно существенные модификации, вряд ли вызовет у кого-нибудь сомнения. Тем более, что эту поэму считают «народной» не только в Казахстане, но и в Башкирии, и в Киргизии. Но, как бы ни менялись названия местностей, описания быта народа и природные зарисовки, общий сюжет поэмы, из-за которого она и появилась на свет, одинаков во всех вариантах. А это позволяет предположить, что создан был этот эпос не во времена распада Ногайского ханства, а значительно раньше, когда этого ханства и в помине не было. Впервые я более внимательно стал читать отрывки из поэмы, после того как мой друг, с которым мы учились в одном классе, рассказал мне о том, что он из одного рода с Кыз Жибек. Не узнай я этого, мне вряд ли более подробно захотелось бы узнать про этот род, хотя у каждого из родов современных казахов есть своя история и свои предки, которыми они гордятся. Что же мне показалось странным в этом эпосе? Да собственно весь его основной сюжет. Напомню его вкратце. У одного очень богатого хана Базарбая (правителя одного из родов) было два сына. Когда старшему, Толегену, исполнилось 20 лет, а тот не мог найти себе невесту по душе, хан отпустил сына с дружиной и деньгами искать себе невесту, пообещав, что одобрит любой выбор сына, а денег на калым (выкуп за невесту) у него хватит, какой бы знатности ни был род у невесты. Через несколько месяцев пути Толеген прибыл во владения хана другого рода, Сарлыбая, тоже очень богатого человека. У этого хана была очень красивая дочь Кыз Жибек. Молодые люди понравились друг другу, и Сарлыбай благословил их брак, взяв за благословление табун в 250 породистых лошадей. Против этого обручения выступили все потенциальные женихи из рода Сарлыбая, возражая против обручения, так как Толеген был для них «чужаком», и настаивая на браке Кыз Жибек только внутри рода. Тем не менее, обручение состоялось, и Толеген на правах жениха три месяца прожил в роду невесты, вступив с ней в половые отношения. Кыз Жибек стала считать Толегена своим законным мужем. После этого Толеген отправляется к родителям, чтобы собрать выкуп и весной вернуться и сыграть свадьбу. Но дома его отец Базарбай, узнав о том, с каким из родов хочет породниться его сын, в жёсткой форме отказывает ему. Весной Тулеген тайно покидает родителей и, прихватив «два мешка золота» из тайника, отправляется к невесте. По дороге одинокий Толеген становится лёгкой добычей грабителей во главе с Бекежаном, также претендовавшим на руку Жибек. В течение восьми лет Жибек ждала Толегена, не имея от него вестей и не выходя замуж, так как считала себя его женой. Лишь после того, как Бекежан признаётся в убийстве Толегена и подвергается казни братьями Жибек, она снова становится свободной, и к ней начинают свататься. Наиболее знатный из претендентов - хан калмыков Корен, на брак с которым Сарлыбай даёт согласие, но Жибек продолжает ждать уже не Толегена, а его младшего брата Сансызбая, бывшего на 9 лет моложе Толегена и который, по законам левирата, должен был жениться на вдове своего старшего брата. И вот, наконец, Сансызбай приезжает, и они с Жибек втайне от Корена убегают. Тот бросается в погоню, настигает беглецов и устраивает поединок с Сансызбаем. Они поочерёдно стреляют друг в друга из лука - и Сансызбай убивает Корена… Так что же тут странного? Во-первых, по древним традициям, обручение не могло состояться без согласия родителей жениха. Во-вторых, отец Толегена, разрешивший ему выбирать невесту любой степени знатности, вдруг, по непонятным причинам, категорически противится браку. И это несмотря на то, что роды жили далеко друг от друга и не могли враждовать друг с другом. В-третьих, непонятна причина противодействия мужчин из рода Жибек её обручению с иноплеменником. Ведь среди казахских родов существует запрет брака между родственниками аж до седьмого колена включительно. Именно этот запрет заставляет заучивать свои родословные и точно знать своё происхождение. А что такое семь колен? Это ведь около двухсот лет, если считать по времени. А тут огромное количество рядом проживающих родственников предлагают Жибек выбрать мужа из ближнего окружения. Какие-то странные порядки были в этом роду, даже если не обращать внимания на то, что слово Жибек очень серьёзно рассматривалось её родителями. Хотя ещё Юсуф Баласагунский, живший в 11 веке, то есть задолго до Жибек и Толегена, писал:
Тебе судьба могла бы сделать милость, Конечно, это средневековые воззрения, но а мы то о каком периоде говорим? Нет! Не соответствует поведение ни Жибек, ни её родственников, ни канонам ислама, ни христианства, ни «адату (обычному праву, традициям)». Всё происходящее могло бы быть объяснено только в одном случае. Тогда, когда род Базарбая и род Сарлыбая были разного вероисповедания. И какой же должна быть эта религия, в которой браки внутри собственного рода приветствовались, а слово женщин было значимым? Мало того, ханы родов не были родственниками, а это было просто невозможно после Чингисхана, который построил систему управления покорёнными территориями так, что только его наследники могли быть ханами. Все ханы, которые правили после Чингисхана, в большинстве своём были прямыми родственниками. И тут мне вспомнились слова моего друга, что выходцев из его рода (рода, которому принадлежала Жибек) иногда называют «казахскими евреями». Почему существует это прозвище, он не знал, да и распространено оно не очень широко. Я тоже этого раньше не слышал. Я слышал, что так называют выходцев из родов найман и аргын. Ну, относительно найманов всё достаточно просто. Это простое созвучие с распространённой у евреев фамилией Нойман. Это простая игра слов и шутка. А вот про аргынов я это слышал не раз. При этом сами аргыны также не знают причины появления этого прозвища, а данные генетической экспертизы, проводимой в Казахстане в рамках проекта ДНК-KZ, не выявляют связей какого либо из казахских родов с генами евреев, хотя в целом по Казахстану доля таких генов достаточно существенна. Всё встаёт на свои места, если признать, что род, из которого происходила Жибек, исповедовал иудаизм… А могло ли такое быть на самом деле? Почему нет? Хорошо известно, что среди племён, покорённых Чингисханом, были кочевые племена, исповедующие иудаизм. Упоминается племя кочевников Брутахи, которые суть иудеи (Comani Brutachi, qui sunt Iudii), которые до сих пор не идентифицированы учёными. И это не хазары, которые также исповедовали иудаизм, так как те упоминаются отдельно. Во времена Хазарского каганата многие общины неевреев принимали иудаизм, чтобы лучше ладить с правящей верхушкой каганата. Так, в России и в Украине до недавнего времени ещё существовали и полностью юдаизированные общины природных русских крестьян, которые считают себя иудеями. Они отвергают христианство, признают только Ветхий Завет, совершают обрезание и строго соблюдают пищевые запреты иудаистов, детей называют ветхозаветными именами и вместе с иудаистами ожидают появления их «мессии». Такие общины существовали в Харьковской, Белгородской, Воронежской и Тамбовской областях. Часть этих «русских иудаистов» переселилась в Закавказье, где они известны под именем «геры», что значит «пришельцы (обращённые)». Почему бы не предположить, что ряд тюркских родов, плативших дань Хазарскому кагану, также ни приняли иудаизм, став «герами». Ведь историкам известно, что Хазарии платили дань все племена, населявшие восточный берег Каспийского моря на тысячу километров от его берегов. Никто сейчас не ставит под сомнение те факты, что предки современных казахских родов в разное время исповедовали и тенгрианство, и зороастризм, и нестерианство, и буддизм, и манихейство, и ислам, а также были атеистами. Почему же мы не можем сделать предположение, что некоторые роды когда-то исповедовали иудаизм? В любом случае, всё это происходило до эпохи Чингисхана. А это означает, что корни эпоса «Кыз Жибек» следует искать, по крайней мере, на 300 лет раньше, чем об этом объявила ЮНЕСКО. Кстати, в соответствии с текстом эпоса и род Шекти, к которому принадлежала Жибек и мой однокласнник, и род Аргын, к которому принадлежал Бекежан, считали себя родственниками, так как Бекежан пытался жениться на Жибек. И оба эти рода и зовут в народе «казахскими евреями». Вот ведь насколько глубока народная память… Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|