ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 5

Извилистый путь «бродячего царевича»

Термин «бродячий царевич» обычно употребляют к тем царевичам, которые лишились права наследовать царство и вынуждены скитаться на чужбине. Но во множественном числе этот термин применяется, чаще всего, к потомкам хана Кучума, того самого владельца Сибири, которого победил Ермак Тимофеевич.

Дети и внуки Кучума, попавшие в плен, были приняты на службу к русскому царю и получили титулы царевичей сибирских. Их статус при дворе был достаточно высок, и породниться с ними считалось очень престижно. Но это только те, которые были пленены. У Кучума было много детей, и ряд из них, оставшись на свободе, продолжал сражаться с московской властью за обладание Сибирью. Одним из этих царевичей был царевич Ишим, который сначала хотел последовать за своими ранее пленёнными братьями и добровольно приехал в Москву, но до него там не было никакого дела. Это было «смутное время» после смерти Ивана Грозного, и Ишим в 1601 году решил вернуться в степь.

Помаявшись в степи, он в 1616 году всё же послал прошение о принятии российского подданства. Но, пока до него дошло положительное решение, он уже успел жениться на Сайхан-Чжу – дочери одного из крупных джунгарских правителей (глава рода торгоут) Хо-Урлюка. Ишим отказался от российского подданства и продолжил, при поддержке джунгар, бороться за власть над Сибирью, как старший из Кучумовичей, до самой своей смерти в 1628 году. И не удивительно, что он отказался от российского подданства. Ведь Сайхан-Чжу была одной из четырёх самых знаменитых красавиц Джунгарии, а её отец был главой могущественного рода. Силы же московских властей в Сибири в то время были очень ограничены.

После смерти Ишима главой Кучумовичей должен был стать его сын Аблай (Аблай Гирей), но он был ещё слишком молод. Сайхан-Чжу, оставшись без мужа, возвращается в дом своего отца Хо-Урлюка вместе со своим пасынком, который, в общем-то, был не намного моложе её.

Овдовевшую, но ещё молодую и очень красивую Сайхан-Чжу повторно выдают замуж за Байбагас-хана, лидера рода хошоут, происходящего от брата Чингисхана. Байбагас был кем-то вроде «председателя парламента» Джунгарии, очень знатным и влиятельным человеком. Кстати, его старшей женой была сестра Хо-Урлюка Гунжа, также входившая в четвёрку известнейших красавиц Джунгарии. Так Аблай стал «сыном» Байгабаса и получил поддержку двух крупнейших джунгарских родов в борьбе за Сибирь.

Повзрослев, Аблай начинает активно участвовать в нападении на сибирские города, в чём его поддерживают новые родственники – джунгары. Но власть российская становится всё сильней. В 1636 году Аблай попадает в плен, и его отправляют в Москву. О его жизни в России известно не так уж много, но сообщается, что он принял православие под именем Василий и женился на княгине Евфимии. После этого упоминания о нём исчезают, и современные историки считают, что он умер, хотя ни времени, ни места захоронения указать не могут.

А в то же время в казахстанской степи снова объявляется человек по имени Аблай. Но зовут его уже не Аблай Гирей, а Аблай тайша (владелец, правитель). За эти несколько лет в Джунгарии произошли серьёзные изменения. В 1640 году умер Байбагас хан. Похоже, что именно это событие подтолкнуло Аблая покинуть Россию. Ведь началась борьба за наследство… Мачеха Аблая, Гунжа стала, по закону левирата (когда после смерти мужа вдова выходит замуж за брата мужа), женой младшего брата Байгабаса. Красавица Сайхан-Чжу снова осталась вдовой, и Аблай женится на ней. Как всё запутано… Не удивительно, что историки не могут сойтись во мнениях, является ли Аблай Кучумович и Аблай тайша одним и тем же человеком.

Российские историки 19-го века, в частности, Вернадский, не сомневались в этом. Было хорошо известно, что именно Аблай тайша во многом помог составить «историю Сибири», показал место могилы Ермака и испросил себе в дар у царя «волшебный» панцирь Ермака. Если бы он не был Кучумовичем, то вряд ли он знал бы обстоятельства смерти Ермака и вряд ли для него представляли ценность его доспехи. К тому же у Байбагаса, похоже, вообще не было собственных детей.

Хорошо известно историкам следующее событие. Когда главы всех джунгарских родов решили принять в качестве государственной религии буддизм, они все отдали в священники по одному из сыновей. Только у Байбагаса не было сыновей. Тогда он усыновил мальчика сироту и отправил его учиться на священника. Этот мальчик стал очень почитаемым священником, изобретателем «нового монгольского письма». Он почитается буддистами так же, как Кирилл и Мефодий православными христианами. Звали его Зая-пандита.

Аблай становится крупным джунгарским феодалом. Он участвует во многих военных походах. Он получал дань и с Ташкента, и с Бухары. Вместе со своим «братом» Очирту-Цеценом он, как один из лидеров хошоутов, отвечал за спокойствие западных границ Джунгарии. Воевал с казахскими, ногайскими и туркменскими племенами. В то же время поддерживал дружеские отношения с Российской империей, получал дары и помогал посольствам, направлявшимся из России в Китай.

Но вот умерла Гунжа. И «братья» начали кровавую междоусобицу за наследство своего приёмного отца. Распря перекинулась на всю Джунгарию, так как «братья» поддерживали разных претендентов на верховную власть. Аблай поддержал «незаконную», с точки зрения России, власть. Известно, что один из сыновей Аблая погиб в этой междоусобице от рук Галдамы, сына «брата» Аблая, Очирту-Цецена. Другой же сын Аблая, Чаган, был очень дружен с Галдамой. Это свидетельствует, что дети Аблая-тайши были от разных жён. Аблай был захвачен в плен в одной из междоусобных стычек и выдан российским властям. Он был уже стар и умер в России, а Чаган продолжал властвовать в приалтайских степях. По другим источникам, Аблай был убит своим «братом».

Казалась бы на этом и закончилась удивительная история одного из «бродячих царевичей». Но, через несколько десятков лет, она получила неожиданное продолжение. Государство Джунгария, раздираемое внутренними противоречиями и истощавшееся в войнах с Китаем, стало распадаться. Оно, получившее ранее от России право кочевания на территориях бывших Ногайской орды и Сибирского ханства (принадлежавших или находящихся под протекторатом России), в обмен на поддержание мира и свободного движения торговых караванов, стремительно слабело. Петр Первый вёл изнурительные войны на западе и юге России, и ему было не до Джунгарии. В степи начиналось безвластие…

Власть на землях бывшей Ногайской Орды (северо-восточное побережье Каспийского моря) постепенно стал захватывать один из казахских ханов, Абулхаир. Он подчинял себе рода степняков, облагая их данью. Возникшие проблемы удалось частично решить лишь тогда, когда Абулхаир попросил российское подданство в обмен на признание его и его наследников ханами на территории восточного Каспия. Россия согласилась при условии, что старшины кочевых родов дадут на это согласие. В 1731 году такой договор был подписан. Джунгары ушли с этих земель во внутренние земли России и стали нынешними калмыками. Власть Абулхаира резко возросла. Он становился всё более сильным претендентом на всеказахское ханство.

Это не могло не беспокоить других казахских ханов. Они начали аналогичные переговоры с Россией относительно степных родов, кочевавших на территории бывшего Сибирского ханства. Россия выдвинула аналогичное требование. Старшины кочевых родов должны признать подданство России под управлением казахского хана. Но джунгары не собирались отдавать контроль над огромной территорией казахским ханам. И Россию вполне устраивало джунгарское управление на этих землях. Какой смысл был для России менять порядок управления на этих территориях? И тут, как по мановению волшебной палочки, вновь объявляется Аблай. Только молодой. Первое упоминание о нём в официальных документах появилось в 1732 году, на следующий год после договора с Абулхаиром.

Вообще-то, молодого человека звали Абулмансур. Аблаем его стали называть позже, когда ему стали прочить место казахского хана и власть над землями и людьми, которыми владел бывший «бродячий царевич». Появление потомка Аблая-тайши в стане казахских ханов и признание ими права молодого человека на ханство существенно осложняло ситуацию в Джунгарии. Аблай мог претендовать не только на право управлять родами бывшего Сибирского ханства, но и на обширные владения в собственно Джунгарии. Это меняло ситуацию для России. Признание подданства Аблая могло привести под власть России территорию нынешнего восточного и юго-восточного Казахстана. И Россия даёт согласие. В 1739 году договор был подписан. Присягу, кроме Аблая, приняли старейшины 399 родов. Когда эта новость дошла до джунгарского хунтайджи (хан над тайшами), он послал 30 000 тысяч воинов на поиски и арест Аблая. Аблай был захвачен, но он был уже российским подданным, и под давлением России его вынуждены были отпустить.

В 1757 году Джунгария перестала существовать, проиграв войну Китаю. Территория Джунгарии стала собственностью Китайской империи, но китайцев мало интересовали земли нынешнего Казахстана, которые были удалены, и их трудно было контролировать. Аблай, как один из претендентов на джунгарские земли, обратился за признанием его власти над родами, которыми ранее владел его предок. И получил согласие, признав протекторат Китая на этой территории. Так он получил, по современной терминологии, «двойное гражданство», выступив «объединителем» нынешних казахских родов на территории северного, центрального и восточного и юго-восточного Казахстана. Что, несомненно, способствовало становлению Казахстана в его нынешнем понимании. Только он, став казахским ханом, не был, как указывают в родословных, потомком одного из основателей ханства Джанибека, хотя и был Чингизидом. Легенды появились позже.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru