|
«ОПУСЫ». Часть 7
Броня крепка, и танки наши быстры…Песня «Марш танкистов», начинающаяся такими словами, была написана в 1938 году для кинофильма «Трактористы» и сразу стала популярной. Танкист – была очень популярная военная профессия того времени. Незадолго до этого закончился приграничный конфликт с Японией у озера Хасан, в котором с советской стороны участвовало 285 танков. В этих боях было потеряно всего 5 танков. Лёгкие танки Т-26 из Советского Союза были признаны лучшими танками, участвовавшими в Гражданской войне в Испании (1936-1938гг.). Тем не менее, выявились и недостатки. Лёгкие танки оказались уязвимыми для противотанковых орудий и даже противотанковых ружей. А ведь стоимость ружья и танка очень и очень разные… Срочно нужны были танки с более мощной бронёй и вскоре они появились. Ими стали средний танк Т-34, который стал самым массовым средним танком Второй мировой войны, и тяжёлый танк КВ («Клим Ворошилов»). Оба этих танка стали легендами Великой Отечественной войны. Известен случай, когда танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова в августе 1941 года уничтожил в одном бою 22 немецких танка и бронемашины. Всего в этом бою участвовало 5 танков КВ, входивших в роту Колобанова, которые уничтожили 43 единицы бронетехники противника. Отличились и «тридцатьчетвёрки», не зря ведь за период Второй Мировой войны их было изготовлено аж 58 тысяч. К 22 июня 1941 года на вооружении Красной Армии уже стояло 1066 танков Т-34, 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2. Всего же на момент начала войны с Германией на своей западной границе Советский Союз имел 12 тысяч танков. Им противостояли лишь около 5000 танков противника, лучший из которых, PzIII (Т-3), был сравним по характеристикам с советским Т-26. Хотя таких танков было у противника не так уж много. Что же такое произошло летом 1941 года, из-за чего эта армада советских танков не смогла противостоять немецким танковым клиньям? Для понимания этого нужно обратиться к истории создания этих танков. Мне, много лет занимающемуся созданием новой техники в конструкторском бюро «Гранит», хорошо известно, как долог путь от задумки до серийного выпуска изделий. А тут… Поразительна быстрота, с которой эти танки не только были спроектированы, но и поставлены на вооружение! Ведь ещё за 8 лет до этого в Советском Союзе не было достаточно специалистов для проектирования танков. Танк Т-26 выпускался по лицензии и по документации английской компании. Тем не менее, первый танк КВ, изготовленный уже в августе 1939 года, в ноябре был отправлен на фронт (началась война с Финляндией). 17 декабря он участвовал в своём первом бою, а 18 декабря уже был подписан акт испытаний, и 19 декабря 1939 года – танк принят на вооружение. С февраля 1940 года началось его серийное производство. Фантастика! Не менее впечатляет и Т-34. Правда, поучаствовать в финской войне он не успел, но постановление о начале его серийного производства вышло в марте 1940 года. И уже в июне первые серийные танки начали покидать харьковский завод. Ну, не могли они быть в то время хорошими! Технику нужно испытывать, испытывать и испытывать. В разных погодных условиях, в различных режимах работы, анализировать статистику отказов, устранять дефекты и улучшать технологические процессы. На это нужно было время… И в Германии об этом прекрасно знали и учитывали при планировании войны. В конце мая 1941 года, за месяц до начала войны, народный комиссар госбезопасности Меркулов в записке Сталину о планах подготовки Германии к войне приводил оценку качества советской бронетанковой техники, данную одним из высокопоставленных германских чинов: «Советские танки, действовавшие в Финляндии, были невероятно низкого качества, часто ломались в пути. Даже в Прибалтике, где не было войны, все дороги были переполнены сломанными танками во время занятия Красной Армией Прибалтики. Разве с таким оборудованием можно воевать с германскими танками, которых не пугают тысячи километров сахарских песков?». Не менее важным оказалось и неумение правильно применять новое вооружение. Мало научиться правильно передвигать шахматные фигуры по доске. Тактика применения каждой шахматной фигуры особенная, и все они должны действовать слаженно, учитывая возможности других фигур и, конечно, пешек. Большой кровью пришлось заплатить за понимание того, что танки без прикрытия пехотой беспомощны. Один боец, спрятавшийся в кустах с противотанковой гранатой, способен уничтожить дорогостоящий танк. И солдаты, едущие в бой на танковой броне, стали одним из таких новых тактических решений. Другим новым тактическим решением, стала организация танковых засад, которые активно использовал будущий маршал бронетанковых войск Михаил Катуков. Его опыт активно распространялся среди танкистов с помощью специальных наставлений, распространяемых в воинских частях. Но всего этого ещё не было в 1941 году…
Что же произошло в первые дни войны и почему были потеряны целые армады танков, в том числе почти все хорошо бронированные Т-34 и КВ. Броня то у них была крепка, но так ли они были быстры, как бодро пелось в «Марше танкистов»? В 1941 году на подмосковном полигоне в Кубинке и на аналогичном полигоне на Урале были проведены сравнительные испытания максимальных скоростей танков на бездорожье. Очень любопытные результаты: Цифры показывают, что, как только дело доходило до бездорожья, танки, которые использовала немецкая армия, передвигались в полтора-два раза быстрее советских. Именно эту особенность и использовали немецкие войска. Они направили свои танковые колонны не по дорогам, где их ожидали, а в стыки между зонами ответственности советских механизированных корпусов, по бездорожью, и очень быстро оказались в тылу у советских войск. Советские танковые соединения наматывали многие километры, направляясь к местам обнаружения немецких бронетанковых подразделений, но уже не заставали их в указанных разведкой местах. А танки ломались или застревали в грязи. И экипажи были вынуждены их бросать, выводя их из строя, садясь на броню остававшихся на ходу танков. Моторесурс двигателей советских танков в тот период был всего около 120 часов. Далее нужен был капитальный ремонт мотора, но как его сделать в условиях окружения? И ресурс начали экономить, тем более, что и горючее в окружении было найти не просто. Так появилась тактика танковых засад, когда малоподвижные танки, с ограниченным боекомплектом, но имевшие преимущество в бронезащите, стали подкарауливать немецкие колонны. Командиром одной из таких танковых дивизий, попавшей в окружение и сумевшей выйти из него, был тогда ещё полковник Михаил Катуков. А засада, как форма боя, в то время была психологически неприемлема для советского воина. Вспомним один из куплетов того же «Марша танкистов»:
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде, Мой дед, Тимофей Фёдорович Васильев, для которого Великая Отечественная война была третьей, в которой ему довелось участвовать, рассказывал нам, внукам, о том, как гибли молодые солдаты в первые годы войны. Они готовы были в полный рост бежать в атаку и во множестве гибли под пулемётным и артиллерийским огнём противника. Опыт приходил к ним со временем. И, выжившие в первых боях пехотинцы, научившиеся зарываться в землю, ползать по грязи, маскироваться, и передвигаться небольшими перебежками, научились и воевать. Постоянно совершенствовалось не только тактическое мастерство танкистов, но и сами танки. Совершенствовался мотор и подвеска, качество брони и орудие, коробка передач и система связи. Через два-три года танки стали производиться намного лучше, они стали быстрее и надёжнее. Гейнц Гудериан, который командовал танковыми армиями в армии вторжения на главном направлении Брест – Минск – Смоленск – Москва, в октябре 1941 года писал: «Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество». Но после войны он же вспоминал, что в 1943 году: «…составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим PzIV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на будущее нашего танкостроения». В моём родном городе Балхаше на постаменте стоит один из танков Т-34. В годы войны город добывал молибден, добавление которого в сталь делало её бронебойной. В броне каждого второго советского танка и в каждом третьем бронебойном снаряде был балхашский молибден. Увидев этот танк во время нашей прогулки по набережной озера Балхаш, Марат Альмагамбетов, с которым мы были в Балхаше в служебной командировке, рассказал любопытную историю. Дело в том, что в период его службы в Вооружённых Силах Казахстана он участвовал в работе правительственной комиссии по ликвидации стратегических наступательных вооружений на территории Республики Казахстан. В перечень уничтожаемых вооружений попали и танки Т-34 (только в модификации Т-34-100, с пушкой калибра 100 мм). Эти танки, которых было немного, выпускались в конце войны, и часть из них встала на постаменты в качестве памятников. По требованиям американской стороны, эти танки должны были быть сняты с постаментов и уничтожены. Комиссия сначала не знала, как снять эти танки с постаментов. Но, разварив заваренные сваркой люки, и залив в баки дизельное топливо, двигатели танков удалось завести. Съехав со своих пьедесталов, танки гордо пошли в свой последний поход. Со времён войны прошло много лет, но опыт, полученный тогда разработчиками советских танков, не пропал даром. Современные российские танки двигаются по бездорожью почти в 10 раз быстрее, чем их предшественники. А танк Т-90 на шоссе, если верить данным из Интернета, может развивать скорость до 120 км/час, да и с бронёй у него всё нормально! Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|