ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 7

Стражи ворот

Две с половиной тысячи лет назад произошло событие, оставившее заметный след в мировой истории. Персидское государство, покорившее множество народов в Азии, попыталось покорить и Грецию. Мало кто не слышал о знаменитом подвиге 300 воинов греческого государства Спарта, сражавшихся в ущелье Фермопилы с многократно превосходящей их армией персов. Они погибли из-за предательства местного жителя, за деньги указавшего персам обходную дорогу, что помогло им выйти в тыл к спартанцам. Спартанцы погибли, но память об их доблести надолго пережила их. Также как и память о предателе Эфиальте, ставшим у греков демоном ночных кошмаров… Память о нём, подобна памяти об Иуде у христиан.

Менее известно, что название ущелья Фермопилы, соединяющее Фессалию со Средней Грецией, в переводе на русский язык, означает «тёплые ворота». Не знаю, почему именно «тёплые». Наверное, потому что через это ущелье на греческие равнины дул тёплый средиземноморский ветер. В данном случае важнее другое – подобные ущелья часто называют воротами. Поместив в такое ущелье вооружённый отряд, можно сдерживать армию противника, даже если она значительно превосходит этот отряд по численности.

И персы достаточно хорошо усвоили полученный от греков урок. Ведь перед ними, расширившими границы своего государства, появилась проблема с защитой своих завоеваний. Такая проблема была на всех границах… Как только основное войско уходило с границы завоёванных земель, те, кто ранее вынуждены был отступить перед персами, снова старались вернуть свои владения. Вот только вооружённый отряд, каким бы обученным и многочисленным он не был, не может держать оборону многие годы. Необходимо было иное решение. И оно было предложено – переселить на пограничные земли не просто военный отряд, а целый род, вместе с родителями воинов, их жёнами и детьми. При этом переселенцы получали земли для обработки и выпаса скота, освобождались от налогов, но были обязаны защищать границу государства. Так появился на Кавказе ираноязычный народ нарты, предки современных осетин. Как показывает ДНК анализ современных осетин, их предки, имевшие ДНК гаплогруппы G2a, появились на северном Кавказе именно в те далёкие времена, придя из Бактрии. Их поселили в районе Дарьяльского ущелья, через которое, впоследствии, будет проложена Военно-Грузинская дорога. В самом названии «Дарья» до сих пор слышится древнеперсидское слово «река».

Переселить народ не просто. Людям необходимо было проделать путь во многие сотни километров. Практика показала, что наиболее хорошо могут защищать границу государства только воины, не имеющие родственных связей с приграничными племенами. Именно поэтому, в Советском Союзе призывавшихся в армию молодых людей отправляли служить за тысячи километров от мест, из которых они призывались. В противном случае слишком велика была вероятность дезертирства, неформальных взаимоотношений с местным населением, вплоть до перехода с оружием в руках на сторону своих родственников при возникновении бунтов среди местного населения. Отказавшись в годы «перестройки» (с целью экономии финансов) от затратных перевозок молодых новобранцев подальше от родных мест, Советская власть тем самым способствовала раздуванию пожара межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Чечне и Таджикистане. Ведь в руках у протестных групп оказалось оружие. Много оружия. И не стало Советского государства…

Иноземцы прекрасно подходили на роль охранников границы. С ними тяжело было договориться местным народам, уступившим свои родовые земли. Трудно надеться, что местные жители полюбят чужаков, пришедших к ним с оружием. Поселившиеся на новом месте люди вынуждены были приспосабливаться к образу жизни местных жителей, общаться с ними, знакомиться с их культурой и верованиями. Родившиеся дети уже мало чем отличались от своих сверстников у соседних народов. Через несколько поколений, потомки недавних переселенцев забудут о своей «исторической» родине, рассказы о которой сохранятся лишь в преданиях. Появятся смешанные браки… Погибнут старые и возникнут новые государства… И новые государи снова будут переселять уже другие народы на новые границы.

Можно, конечно, попытаться вообще обойтись без охраны границы, построив защитную преграду. История знает подобные случаи. Так, Александр Македонский пробовал устанавливать для защиты от кочевников «железные ворота». Именно так переводится на русский язык название города-крепости Дербент в Дагестане, защищавшей сухопутную дорогу вдоль Каспийского моря на Иран. Строили «Змиевы валы» славяне, строили стену римские легионеры в Шотландии, в Китае строили Великую китайскую стену. Но и эти стены тоже нужно было кому-то охранять, иначе их рано или поздно разрушали.

В восемнадцатой суре Корана говорится о том, как праведник Зуль-Карнайн воздвиг «железную стену» для защиты людей от нападений и грабежей со стороны кровожадных народов «Яджудж и Маджудж», живущих на «севере». Но эти народы «Яджудж и Маджудж» продолжали ежедневно рыть подкопы под железную стену, стремясь погубить людей. «Яджудж и Маджудж», упоминаемые в Коране, соответствуют иудейским и христианским преданиям о Гоге из северной страны Магог, предводителе бесчисленных народов, которые должны прийти на людей с войной незадолго до прихода Мессии (Спасителя). Некоторые из толкователей текстов святых книг считали, что речь идёт о грешниках, вырвавшихся из царства мёртвых, и желающих погубить живых. Именно поэтому им нет числа. Символической преградой на пути в мир мёртвых у многих народов становится надгробный камень, ставящийся на могилах умерших людей. В Казахстане такой камень называют «кулпытас», что дословно означает «закрывающий (запирающий) камень». Его назначение – перекрыть ту дорогу, которой умерший человек ушёл в царство мёртвых, чтобы этим путём не смогли воспользоваться пресловутые «Яджудж и Маджудж», желающие выбраться из преисподней.

От кого же защищали предки нынешних осетин границу персидской империи? Историки дают на это достаточно определённый ответ. От кочевых племён, известных под собирательным названием «скифы». В названии области их обитания «Скифия – Scythia» отчётливо слышится корень современного русского слова «скитаться». Другое название этих племён – «кочевники», происходящее от тюркского слова «кош, коч» – перемещаться, кочевать. Земледельцы представляли кочевников «исчадием ада», так как их набеги веками несли смерть, огонь и разорение. Так появился в славянских сказках Кощей бессмертный…

Если посмотреть на карту расселения скифских племён, то можно увидеть, что аналогично тому, как Кавказские горы сдерживали их распространение на юг, так и горы Джунгарского Алатау в нынешнем Казахстане не давали кочевникам продвинуться в Китай. Но в этих горах есть достаточно широкие проходы, крупнейший из которых называется «Джунгарские ворота», через которые по всему миру ходили караваны. Через них пролегал Великий шелковый путь. Кто же закрывал эти «ворота» при нападениях? И тут также может помочь ДНК-анализ.

В районе горных проходов через Джунгарский Алатау в настоящее время проживает один из крупных родов современных казахов. Это род «найман». Почти каждый десятый казах относит себя к этому роду. Во времена Чингисхана государство найманов не давало его войску выйти с территории нынешнего Китая на степные равнины Средней Азии. Будущий Чингисхан (в те времена он ещё не был ханом, и его звали по имени – Темучином) всё-таки преодолел горный хребет через один из проходов, не подконтрольный найманам. Повторился сценарий Фермопильского сражения. С тех пор у найманов уже никогда не было собственного государства. Они покорились Чингисхану и воевали затем в рядах его армии. С тех давних пор найманов можно встретить на всём просторе бывшей империи чингизидов. Но основная часть народа продолжила жить у отрогов Джунгарского Алатау.

ДНК анализ найманов, как живущих в местах своего исторического проживания, так и рассеянных по миру, показывает удивительные результаты. Доминирующей гаплогруппой у тех, кто проживает в районе Джунгарского Алатау, является группа О3, хотя она характерна для жителей южного Китая и юго-восточной Азии. У прочих найманов – эта гаплогруппа тоже есть, но в значительно меньшей доле. Это связано с тем, что, отделившись от основного ареала обитания, они вынуждены были активнее ассимилироваться с населением тех мест, куда забросила их судьба. Характерные признаки ДНК, так называемые «маркеры», свидетельствуют о том, что найманы были отделены от своих родственников с гаплогруппой О3 примерно 2200 лет назад. Значит можно достаточно точно восстановить причину, по которой этот народ оказался у Джунгарского Алатау.

Этот период хорошо известен историкам-китаеведам. Период создания первого китайского единого государства Цинь. Первый император Цинь ши хуанди (великий Император основатель Цинь), объединивший враждовавшие между собой мелкие земледельческие княжества, озаботился защитой подданных от нападений кочевников. На западе он подчинил себе или оттеснил непокорённые племена кочевников за Джунгарский Алатау. Поставив охрану в горных походах, он мог обезопасить государство от набегов «западных варваров». На севере, где не было естественной защиты в виде горных хребтов, он приказал строить защитные сооружения, ставшие впоследствии известными как Великая китайская стена. На её строительство было согнано много сотен тысяч человек из южных районов империи. У них доминировала гаплогруппа ДНК О3. Вряд ли у переселённых народов было большое желание поселиться вдалеке от родины в суровых степных условиях. Но выбора у них, похоже, не было. Цинь ши хуанди не терпел ослушания.

Но прошло время, и Император умер. Власть в государстве была захвачена повстанцами из числа строителей Великой китайской стены. Образовалась новая империя – Хань, которая продолжила строительство стены и борьбу с кочевыми племенами вплоть до своего распада в начале 3 века нашей эры. Новой империи «Вэй» было уже не до кочевников с запада. Связи с приграничными западными подданными, охранявшими северные проходы шёлкового пути, были окончательно прерваны. А народ найманов, поселенный волей первого императора далеко на северо-западе от бывшей родины, остался жить там, где уже выросло много поколений, не знавших ничего о плодородных низменностях юго-восточного Китая, их бывшей родины.

Откуда же произошло название народа найман? Имея информацию об его исторических корнях, можно более уверено высказать гипотезу о происхождении этого этнонима. Те исследователи, которые связывают его происхождение с китайским языком, наиболее близки к истине. Иероглиф «ман» в китайском языке имеет значение «человек». Вероятно это очень древнее слово, так как имеет одинаковое значение у многих народов. Значит этноним можно перевести как «люди племени Най». А вот объяснить значение слова «най» – это самое сложное. Предлагалось много вариантов, один из которых связан с казахским словом «найза – копьё», то есть «копейщики, воины». Красивое предположение, близкое по сути, но, к сожалению, неверное.

Посмотрим внимательнее как выглядит иероглиф «най» из слова найман:

ИЕРОГЛИФ НАЙ

Иероглифы в южном и северном Китае, как и в Японии, могут произноситься по-разному, но означают одно и то же понятие. Иероглиф – это стилизованный рисунок, несущий определённый образ. Верхняя его часть очень похожа на иероглиф, означающий «человек», возможно и вооружённый копьём. А вот нижняя часть… В китайском слове, означающем слово «мост», имеется иероглиф очень похожий. Он имеет значение «ферма», но не сельскохозяйственная, а строительная конструкция, соединяющая две опоры между собой, «ферма моста». Похоже, что значение иероглифа «най» можно трактовать как «охраняющий мост». Очень странно, если, конечно не знать о Диюе – царстве мёртвых в китайской мифологии.

У многих народов существовали верования о том, что путь в царство мёртвых пролегает через реку или отделяется рекой. Ещё в древнем Шумере покойникам вкладывали в рот серебряную монету, как плату за переправу через реку мёртвых. Так считали и в Древнем Египте, и в Древней Греции. Не исключением был и Китай. Диюй (царство мёртвых) отделяла от мира река Най (по-китайски, Найхэ «река Най»). Чтобы переправиться через неё, не нужен был перевозчик, такой как Харон у древних греков, перевозящий через реку Стикс. Через реку Най был переброшен мост Найхэ-цяо «мост беспомощности». В столицу мрака Юду был только один путь, через находящуюся далеко на северо-западе гору Бучжоушань, проходивший через этот мост. Именно туда, далеко на северо-запад, к высоким горам и были посланы для охраны горных проходов предки найманов. Они должны были охранять «мост через реку Най», чтобы агрессивные кочевники (исчадия ада) не появились на китайской земле. Но, великая империя первого Императора рухнула, а переселенцы остались… Почти как в песне Александра Городницкого про атлантов, удерживающих небо, чтобы оно не упало на землю. «Стоят они, ребята, точёные тела, – поставлены когда-то, а смена не пришла»...

Что же стало с их древними родственниками с гаплогруппой О3, которых послали на север на строительство и охрану Великой китайской стены? Они тоже, во многом остались жить в местах их вынужденного поселения, в северных районах Китая. Но, достаточно большое их количество переселилось в южные, и в юго-западные районы современного Китая. Они также ассимилировались с местным населением районов своего проживания. Некоторых из них называют «дунгане». Считается, что это название происходит от термина «тунькэнь» – «военные поселения приграничных земель». Сами же они называют себя «хуэйхуэй», что означает «возвратившиеся». Вероятно в память о том, что они смогли уйти из тех мест, куда их переселил первый Император.

ДНК анализ населения современного Казахстана показывает огромное разнообразие этнического состава населения. Это свидетельство того, что степи современного Казахстана лежали на пути многих народов. В периоды засухи степняки-кочевники покидали становившиеся безжизненными степи, в надежде на спасение своих семей. Но на новых землях их никто не встречал с распростёртыми объятьями. Они вынуждены были отстаивать своё право на жизнь мечами и стрелами. Так начинались многие великие переселения народов. В благоприятные погодные периоды воды в степи становилось много. Корма для животных было вдоволь. И уже самим им приходилось защищать свои земли от тех, кто шёл в степь в поисках лучшей жизни из перенаселённых мест или в попытках обложить степняков данью.

Есть среди казахов род «маджар», гаплогруппа G2 которых свидетельствует о том, что они тоже попали в Среднюю Азию как воины персидской империи приблизительно в те же времена и из тех же мест, когда нарты попали на Северный Кавказ. Давно исчезли древние великие империи, а их невидимые границы можно узнать по ДНК современных людей.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru