ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 7

В поисках лучшей жизни

ТВЕРСКОЙ ГОСТЬ. ПОВЕСТЬ ВЛАДИМИРА ПРИБЫТКОВА Когда в школьном возрасте я читал роман «Тверской гость» или смотрел снятый по этому роману художественный фильм «Хождение за три моря», меня совсем не интересовали причины, по которым купец Афанасий Никитин отправился в своё путешествие в Индию. Мало ли купцов разъезжают по свету! Синдбад-мореход тоже немало поскитался по миру, и описания его путешествий вошли в цикл сказок «Тысяча и одна ночь». И Одиссей пережил немало приключений в своих странствиях. Во все века купцы отправлялись в дальние страны, рискуя своей жизнью и состоянием, чтобы получить прибыль. Конечно, их рассказы несли и значительную разведывательную информацию о тех странах, через которые им приходилось проходить в своих путешествиях.

Лично я считал Афанасия Никитина разведчиком. Как иначе можно было объяснить тот факт, что будучи ограбленным в районе Астрахани в начале своего путешествия, и не имея ни товаров, ни денежных средств, он не вернулся на родину, а продолжил путешествие в далёкую и таинственную Индию. Зачем? Точно – разведчик!

Когда же, уже в зрелом возрасте, я познакомился с переводом на современный русский язык рассказа самого Афанасия Никитина о путешествии, то был достаточно сильно озадачен. В его повествовании полностью отсутствовала какая-либо информация, свойственная разведчику. Такие сведения нельзя использовать для планирования вооружённых действий. Да и само изложение было очень скудным, всего несколько страниц. Ещё более странным было то, что он ушёл в своё путешествие из Твери, которая в те времена была независима от Московского княжества, а его записки попали в Москву и были не спрятаны в архивах, как шпионские донесения, а включены в летописный свод…

Удивительно, но ни в художественном романе, ни в кинофильме практически ничего не было использовано из записок Афанасия. Кроме, разве что, его маршрута движения и истории с конём, отобранного в Индии Асад-ханом. Но в фильме «находчивый Афанасий» сумел уберечь коня, сославшись на то, что конь «заговорённый» и хан, отняв коня, может умереть. А в оригинале – хан готов был не забирать коня, и, вдобавок щедро наградить Афанасия (тысяча золотых – большие деньги!), только за то, чтобы тот принял мусульманство.

Что-то тут не так… Это с каких же пор платят деньги за принятие другой религии? Сколько бы нашлось желающих «подзаработать»? Но, хан отобрал, таки, коня… Что же сделал наш Афанасий? Он – пошёл к казначею хана, Мухаммеду, чтобы тот договорился с Асад-ханом, и хан вернул коня. Больше Афанасия никто не трогал. Что за чудеса? Почему, за простого полунищего купца, заступается сам казначей хана? Историки так и не смогли ответить на этот вопрос. А ответ на него, похоже, был в самом рассказе Афанасия Никитина.

Афанасий не просто пошёл к казначею, а пошёл потому, что тот был хорасанцем!.. Хорасан – это северо-восточная область Ирана, граничащая с Афганистаном. Всех, кто попал в Индию с северо-запада, называли там хорасанцами. Тюрки, как и все воины Чингисхана, так же были для индусов хорасанцами. Они были светлокожими и пришли в Индию с северо-запада. Но не только тюрки. Афанасий Никитин в своих записках пишет, что он сам говорил индусам: «имя моё Афанасий, а бесерменское имя – ходжа Юсуф Хорасани». Значит, он называл себя хорасанцем!.. При этом Афанасий Никитин сообщает, что в «Индийской земле княжат все хорасанцы, и бояре все хорасанцы. А гундустанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях».

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Годы, в которые совершалось это путешествие (вторая половина XV века), пришлись на расцвет Делийского султаната, образовавшегося при распаде империи Чингисхана. В это время произошёл резкий прирост населения султаната, связанный с массовым переселением в Индию жителей с «северо-запада», как сообщают историки. А ведь русские княжества также находились на северо-западе от Индии. Чтобы удерживать власть, «хорасанцам» нужны были люди, на которых можно было положиться.

Подобные, но более известные, исторические события произошли ранее в Египте, где к власти пришли мамлюки (военное сословие). Наиболее выдающийся из лидеров мамлюков, султан Бейбарс, успешно воевал как против монголо-татар, так и против крестоносцев. Тогда тоже в Египет массово потянулись в поисках лучшей жизни родственники мамлюков – кипчаки. Их родственным связям не помешали тысячи километров. Организация почтового сообщения – замечательное наследие империи Чингисхана…

История Бейбарса была типичной для многих воинов, начавших свою карьеру с того, что они были захвачены монголами и проданы в рабство. При этом у Бейбарса был выбор: оставаться рабом или принять мусульманство (мусульманин не может быть рабом у другого мусульманина) и стать воином. Талант военного позволил ему добиться высоких командных должностей и, в конце концов, стать султаном в возрасте 37 лет.

Не только воины кипчаки продолжали общаться со своей роднёй, находясь за многие километры от них. Мамлюки грузинского происхождения сохраняли свой язык и поддерживали отношения с роднёй на Кавказе. Известны в истории случаи, когда бывшие славянские дети, также принявшие мусульманство и достигшие высоких административных чинов, помогали своим христианским родственникам на Балканах, например, при восстановлении Сербской патриархии в XVI веке. А русские юноши, которых забирали в Орду (каждый десятый, достигший призывного возраста), разве не могли поступать аналогичным образом? Арабский историк Элайни сообщает, что русские, взятые в плен татарами, «были отвезены в земли сирийские и египетские. От них-то и произошли мамлюки, оставившие прекрасные следы в государствах мусульманских». После принятия рабами мусульманства и, соответственно, мусульманских имён, очень трудно разобраться, откуда был родом тот или иной знатный мамлюк.

Не произошло ли нечто подобное и в Делийском султанате? Может и до Тверского княжества великого, постоянно участвовавшего в войнах между русскими княжествами, докатилась весточка о «сладкой» жизни в далёкой Индии? И кто-то из знакомых Афанасия уже уехал туда навсегда? Тогда и для купца имеется резон разобраться, чем можно торговать с далёкой Индией, надеясь на поддержку земляков. Ведь хорасанцам в Делийском султанате, похоже, жить было не так уж плохо. Со слов Афанасия Никитина «хорасанцам платят там жалованье по тенке на день и большому, и малому. А женится хорасанец, ему князь шабатский дает тысячу тенек на жертву да жалованья каждый месяц по пятьдесят тенек дает». Основным же отличительным признаком «хорасанца» была его кожа, которая была светлее, чем у местных аборигенов. Что же касается тенке (тенге, таньга, деньга) – это монета весом более трёх граммов серебра или около 3 долларов США в современных ценах. В те годы, это были порядочные деньги.

Чем же занимался купец Афанасий несколько лет в Индии, не привезя с собою средств на существование? Самым ценным его имуществом был конь, но животное надо было кормить, да и самому питаться. Кто же кормил коня? Ведь его Афанасий Никитин продал только через год после прибытия в Индию. Оказывается, что путешественника содержали индийские женщины и их мужья. Это, конечно, не могло попасть ни в детский исторический роман, ни в художественный фильм.

АФИША ФИЛЬМА ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

Вот что было на самом деле… «А жены их со своими мужьями спят днём, а ночью ходят к приезжим чужестранцам да спят с ними, и дают они чужестранцам деньги на содержание, да приносят с собой кушанья сладкие, да вино сладкое, да кормят и поят купцов, чтобы их любили, а любят купцов, людей белых, потому что люди их страны очень черны. А зачнёт жена от купца дитя, то купцу деньги на содержание муж даёт. А родится дитя белое, тогда купцу платят триста тенек, а черное дитя родится, тогда купцу ничего не платят, а что пил, да ел, то даром по их обычаю».

Похоже, что появление светлокожего ребёнка давало право на получения содержания на младенца из казны султаната до самого его взросления. Ведь, как упоминалось ранее, платят и «большому и малому». Жалования пятьдесят тенек в месяц явно хватало на содержание семьи. А тут – по тенке в день на ребёнка. Вот и повалили в Индию переселенцы с северо-запада.

И чем не жизнь? Сыт, пьян и ежедневно окружён женщинами… А если ещё и веру примешь… Да видно не всё было так просто. И, прожив четыре года в Индии, Афанасий задумал пуститься в обратный путь. Не смог он привыкнуть к образу жизни «хорасанцев», а также принять ислам, и не смог он забыть о своей родине. Как тут не вспомнить слова из песни «Родина» Юрия Шевчука:

Родина. Еду я на родину,
Пусть кричат – уродина,
А она нам нравится,
Спящая красавица…

Не удалось Афанасию доехать до Твери. Он умер по дороге, недалеко от Смоленска. Его записки с оказией были доставлены в Москву. Именно его желание вернуться на родину, а также отказ принять иную веру, послужили достаточным основанием для того, чтобы включить записки тверского купца в летописный сборник, также как «Слово о полку Игореве» и «Задонщину».

В человеческой истории было множество массовых переселений народов, но «существенных» было ещё больше. После развала Советского Союза миллионы людей по разным причинам стали менять своё место жительства. Очень многие уехали и в «дальнее» зарубежье. Кто-то прижился, а кто-то возвращался. Хорошо известны случаи, когда российские эмигранты, покинувшие Родину в годы гражданской войны начала XX века, и не имевшие возможности вернуться, завещали, хотя бы, похоронить их в России. Но большинство людей всё же интегрировались в свою новую жизненную среду. Каждый из этих людей прав по-своему. Человек вправе определять свою судьбу в той мере, которая зависит от него. Плохо только то, если он будет впоследствии сожалеть о сделанном им когда-то выборе, но исправить это будет уже нельзя.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru