|
«ОПУСЫ». Часть 7
Загадки восточного календаряУже давно стало новогодней традицией учитывать при подготовке праздника, с каким из животных ассоциируется наступающий год по «восточному календарю». Этих животных – двенадцать. В разных странах, использовавших восточный календарь, названия этих животных незначительно отличаются, но последовательность их смен по годам – одинаковая. Астрологи связывают характеры людей, родившихся в тот или иной год по восточному календарю, с характерами соответствующих животных, и делают, основываясь на этом, свои прогнозы. Наших предков нельзя упрекнуть в невнимательности. Они давным-давно заметили двенадцати- и шестидесятилетние повторяемости природных циклов, но не могли найти этому объяснения. Для современной науки причина такой периодичности не является секретом. Она связана с движением планет по своим орбитам, которые вращаются не вокруг центра нашей звезды – Солнца, а вокруг общего для всей солнечной системы центра масс. Вращается вокруг этого центра масс и наша Земля. Определяет положение центра вращения, в основном, самая тяжёлая планета солнечной системы – Юпитер, которая в 300 раз тяжелее Земли. Наверное, не зря этим именем назвали эту планету. Это имя главного бога греко-римского пантеона богов. Центр тяжести солнечной системы сдвигается в сторону Юпитера, казалось бы, не намного, всего на 0,1% от радиуса Солнца, но ведь это полторы тысячи километров. И солнечное вещество, под действием сил гравитации стремящееся к постоянно меняющемуся центру тяжести, непрерывно перемешивается. Получается эдакая «солнцемешалка». Земля, проходя по своей орбите и пересекая линию Солнце-Юпитер, оказывается чуть дальше от края солнечной поверхности, чем тогда, когда она находится на противоположной от Юпитера стороне Солнца. Так получается, что каждый год, поочерёдно, в один из месяцев земля получает чуть-чуть больше солнечного тепла, а в месяц «противоположный» (через полгода) чуть-чуть меньше. Хотя, что такое это «чуть-чуть»? Это разница в тепловом потоке до 0,5%, что приводит к колебаниям сезонных температур в пределах почти градуса тепла. Юпитер делает один оборот вокруг Солнца за 12 лет. Он основа двенадцатилетней цикличности в природе Земли. Откуда же взялся 60-тилетний цикл? Его определяет второй тяжеловес солнечной системы – Сатурн. Он весит втрое меньше, чем Юпитер, да и подальше от Солнца раза в два, но также достаточно значим. Период его обращения вокруг Солнца составляет 30 лет. Это как большая и малая стрелки часов на планетарном циферблате. Один раз в 60 лет эти стрелки совмещаются, приводя к наибольшему смещению общего центра тяжести солнечной системы относительно центра нашего светила. Влияние других планет в этом «перетягивании» центра тяжести ничтожно, но также имеет место. Поэтому астрономы особо относятся к событию, называемому ими «парад планет». Когда все основные планеты солнечной системы выстраиваются в одну линию, и с одной стороны от Солнца. Но если с природой цикличности восточного календаря всё более-менее понятно, то вот с последовательностью смены животных в календаре – не понятно ничего. Эту последовательность ведь кто-то и когда-то установил. Вряд ли в наше время мы будем доверять легендам о Будде или Нефритовом императоре, умевшими говорить с животными. Но всё же последовательность смены животных вряд ли случайна, также как оказались не случайными двенадцатилетний и шестидесятилетний циклы. Лишь однажды в истории эта последовательность была нарушена. Легенда гласит, что Чингисхан, собираясь в один из своих воинских походов (в гол лошади) запросил предсказания у шамана, который посоветовал отложить поход до следующего года – года змеи. Чингисхан отказался, сказав, что он не может ждать, и приказал считать этот год годом змеи. Он выиграл войну и с тех пор гол змеи предшествует году лошади. Я находил на просторах Интернета работу, в которой обращалось внимание на эту «нарушенную» последовательность чередования животных. По тюркским легендам, года изначально чередовались как «чистые» и «не чистые», которым соответствовали животные съедобные несъедобные. Так вот, при перестановке годов лошади и змеи, эта периодичность нарушается. Очевидно, что это и является истоком легенды о Чингисхане, так как для китайцев, изобретших этот календарь, нет несъедобных животных. Да и в самых древних упоминаниях о последовательности смены животных в календаре, эта последовательность соответствует современной. Чингисхан не менял календарь. Причина появления определённой последовательности животных в цикле восточного календаря, вероятнее всего также связана с наблюдательностью наших предков. Возможно, они замечали изменение численности популяций этих животных год от года. Биологам хорошо знакома проблема цикличности в численности популяций. Кочевникам эта цикличность тоже хорошо была знакома. Годы джута (гибели скота – сокращения популяции), связанны с появлением на снегу толстой корки льда, препятствующей овцам самостоятельно раскапывать снег и добывать себе корм. Явная связь колебаний климата и популяций животных. А изменение популяций одних животных приводит к изменению популяций других, связанных с первыми. Например, если стало много зайцев, которые являются пищей для хищников, то, через некоторое время, следует ожидать роста популяции тех, кто питается зайцами. А кто питается зайцами? Волки, относящиеся к семейству псовых… Динамика колебаний популяций зайцев и волков достаточно хорошо изучена на длительном промежутке наблюдений, как в Америке, так и в Евразии. Имеется множество научных публикаций на эту тему. Разница в пиках популяций этих животных между собой составляет приблизительно 7 лет. Между годом с большим количеством зайцев и годом с максимальной численностью волков (лис, рысей) проходит семь лет, при средней периодичности циклов порядка 10-12 лет. А в восточном календаре? Какие года идут вслед за годом зайца (кролика)? Годы дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха и собаки. До года собаки тоже 7 лет! Вряд ли это случайность. Вероятно, можно будет обнаружить подобную связь и между другими животными. Например, между обезьянами и тиграми, или между мышами и змеями. Есть только одна проблема… Максимумы численности, например, зайца-беляка были зафиксированы в 1941 и 1953 годах, но оба эти года приходились на год змеи. Разница в 2 года. Почему? Неувязочка… Скорее всего, дело в том, что цикл обращения Юпитера и Сатурна вокруг Солнца не строго кратен земному году. Так, из-за некратного отношения числа периодов обращения Земли вокруг своей оси (суток) к периоду обращения Земли вокруг Солнца (году), один раз в четыре года у нас в календаре появляется дополнительный день, 29 февраля, и этот год мы называем «високосным». Период обращения Юпитера вокруг Солнца составляет не строго 12, а 11,87 земного года. Период обращения Сатурна – 29,67 земных лет. Пять обращений вокруг солнца Юпитер делает за 11,87*5=59,35 лет, а два оборота Сатурна вокруг Солнца происходят за 29,67*2=59,34 земных года. Как видим, эти цифры совпадают с большой точностью, но дают расхождение с земным 60-тилетним циклом на 0,66 года (8 месяцев). За три 60-тилетних цикла (180 лет) сдвиг земного и космического календаря составит 2 года в сторону отставания земного календаря от планетарного. Календари будут совмещаться один раз за 1080 лет. А это значит, что если мы примем версию о связи последовательности смены животных в двенадцатилетнем цикле с изменением численности их популяций, то мы можем рассчитать время возникновения восточного календаря! Историки считают, что восточный календарь был создан или в период династии Чжоу, или династии Хань. Эти китайские династии сменили друг друга за 200 лет до нашей эры. Но, первое письменное упоминание о символических животных календаря и их последовательности было зафиксировано у китайского поэта Ван Чуна, жившего уже в начале нашей эры во времена династии Восточная Хань. С этого времени прошёл один полный период в 1080 лет, и накопилось расхождение между годами зайца в космическом и земном календаре в 2 года. Правда эти годы сдвинуты в обратном направлении, что свидетельствует о том, что реальный сдвиг был на 10 лет, а это ещё 900 лет. Итого, началом восточного календаря можно считать период, отстоящий от периода, в котором мы оценивали популяции зайцев (1941-1953 гг.) на 1080+900=1980 лет. Отняв эти годы от наших «реперных» годов (выявленных по расхождению годов зайца и пиков популяций этих животных), мы получим, что восточный календарь правильно описывал порядок смены популяций животных приблизительно в тридцатых годах до нашей эры (плюс-минус 100 лет). До времён династии Чжоу не дотягивает. Значит можно утверждать, что этим календарём начали пользоваться в период династии Хань, и Будда к установлению восточного календаря не имеет отношения, так как жил он за 500 лет до этого времени. Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|