Глава 29. ОТ ИЮНЯ ДО ИЮНЯ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №6/2000 журнала Computer Club

Да, именно так - от июня до июня, а не от января до января - длится календарный год для казахстанского компьютерно-коммуникационного бизнеса. Причиной тому ежегодно проходящая в первых числах июня крупнейшая в регионе Центральной Азии специализированная выставка KITEL. Нынешняя имела порядковый номер 7 и включала в себя, помимо традиционных экспозиций, два мероприятия, непосредственно связанные с темой Интернета. А поскольку в средствах массовой информации (и печатных, и сетевых) эти мероприятия освещались очень скудно, я и решил посвятить очередной "Интернет-гид" исправлению этой несправедливости. Вот что из этого получилось…

Хотели как лучше, а получилось как всегда…

Фраза, с легкой руки одного из бывших российских премьеров ставшая крылатой, невольно приходит на ум, когда пытаешься анализировать итоги конкурса Лучший бизнес-сайт KITEL 2000, впервые проводившегося в рамках выставки. Увы, даже для первого раза огрехов получилось многовато… Это касается прежде всего слабой рекламы самого конкурса, из-за чего участников оказалось даже меньше трех десятков (если точно, то 28 плюс сайт АЛСИ, не отраженный на сайте конкурса, но вдруг появившийся в списке участников уже после голосования большинства членов жюри). Многие участники конкурса и их болельщики, запутавшись в условиях конкурса и наивно решив, что их голосование на приз "Интерактивная симпатия" и есть голосование за главный приз, принялись вовсю накручивать счетчики, благо махинаторам потворствовала и неотработанная поначалу техническая схема подсчета голосов. Можно говорить и о непонимании многими членами жюри критериев оценки, что привело в итоге к существенному искажению реального соотношения сил. Например, в номинации "Корпоративные сайты" едва зацепился за 3-е место прекрасный сайт портального типа усть-каменогорской компании Рейтинг телеком (www.ukg.kz), пропустивший вперед добротные по исполнению (как никак работа Actis Systems Asia!), но малоинтересные по сути сайты Deloitte & Touche Central Asia и Check Point Central Asia.

Кстати, еще один упрек организаторам: даже сейчас, по истечении двух недель после завершения конкурса, широким массам известны только имена победителей, остальное скрыто под грифом "Для служебного пользования". Так что, пользуясь случаем, хочу привести полный список призеров.

Общий зачет - 28 сайтов
1. ЗАО "Казахстанская фондовая биржа" (KASE) - этот сайт номинировался как информационный проект, но два первых приза в одни руки было решено, видимо, не давать ;-). Кстати, победитель получил приз - бо-о-ольшой и навороченный компьютер - от генерального спонсора конкурса - компании Нурсат.
2. Телерадиокомпания "Хабар"
3. Торговая марка "Тумар" (ЗАО "АЛТЕЛ")

Номинация "Информационные проекты" - 7 сайтов
1. Телерадиокомпания "Хабар"
2. The Securities Market and Privatization in Kazakstan (Проект USAID "Фондовый рынок и приватизация в Казахстане")
3. Проект INFO компании Nursat

Номинация "Промосайты" - 1 сайт
1. Торговая марка "Тумар" (ЗАО "АЛТЕЛ")

Номинация "Развлекательно-познавательные сайты" - 4 сайта
1. Центр детской печати, радио, телевидения и кино "Детское Время"
2. Международный фестиваль "Азия Дауысы"
3. Виртуальное Интернет-кафе компании Nursat

Номинация "Корпоративные сайты" - 14 сайтов
1. ТОО "Deloitte & Touche Central Asia"
2. Check Point Central Asia
3. ТОО "Рейтинг телеком"

В номинации "Электронная коммерция", где были заявлены 2 сайта, победители не определялись.

Оценивая же конкурс в целом, можно констатировать, что, как я и предсказывал в прошлом Интернет-гиде, получился "этакий междусобойчик с легко прогнозируемым результатом"…

Казахстанский Интернет Форум тоже первый!

Другим примечательным событием KITEL 2000 стал Казахстанский Интернет-форум, проводившийся также впервые и собравший 31 мая 2000 года в отеле The Regent Almaty наших ведущих профессионалов IT-бизнеса, программистов, веб-дизайнеров, представителей провайдерских и PR-компаний, журналистов. Опять же надо признать плохую организацию КИФа, поскольку стенограммы выступлений нигде найти нельзя, а сказано было немало интересного…

Тон всему мероприятию задал Аскар Насиев, директор Департамента информационных систем Минтранскома, чей доклад "Государственная политика в Интернет" вызвал немало критических реплик с мест. И было отчего! Основные мысли г-на Насиева сводились к тому, что уже долгое время муссируется на самых верхних правительственных и парламентских уровнях в соседней России: 1) Информационные каналы Интернета должны контролироваться государством, и 2) Веб-сайты есть средства массовой информации со всеми вытекающими отсюда требованиями к их регистрации и цензуре. Понятно, что интернетовской вольнице, сидевшей в зале, вряд ли могли понравиться слова выступавшего.

Несколько накалившуюся атмосферу разрядил своим выступлением представлявший Российский Интернет-форум Хачатур Арушанов, директор одного из ведущих российских Интернет-проектов IT InfoArt Stars. Поддержав, с одной стороны, политику государства (а и в России, и в Казахстане государственные мужи мыслят по отношению к Интернету примерно одинаково), г-н Арушанов не дал-таки залу настроиться против себя, уже с позиции Интернет-общественности дав несколько полезных советов казахстанскому Минтранскому в лице г-на Насиева. Оживил зал и откровенный рассказ г-на Арушанова о некоторых подробностях нашумевшей встречи российской Интернет-общественности с президентом Путиным.

На той же эмоциональной волне прошли и следующие выступления двух Павлов: Павла Гусева, директора KazNIC, отвечающего за регистрацию доменных имен в зоне KZ, и Павла Черкашина, директора ведущей в России веб-дизайнерской компании Actis. Естественно, что большинство вопросов пришлось на нашего Павла, которому не всегда удавалось удовлетворить своими ответами наседавших оппонентов из зала. Российский же гость, в-основном, говорил о наступлении эры электронной коммерции, предсказывая Казахстану хорошие перспективы вследствие того, что нам можно будет избежать многих ошибок, допускаемых первопроходцами электронного бизнеса в России и мире.

Последним из основных выступавших был Тулебай Идрисов, управляющий директор Народного банка Казахстана, посвятивший свой рассказ открытию Нарбанком системы электронных платежей по всему Казахстану.

После этого выступления участники Форума разошлись по двум секциям: "Интернет-технологии. Электронная коммерция и Интернет-приложения" и "Маркетинг и реклама в Интернет. СМИ в Интернет", где продолжили свои жаркие споры по животрепещущим вопросам, таким, как использование казахского языка в информационных технологиях, развитие технологий высокоскоростного доступа к Интернету, проблемы Интернет-маркетинга и рекламы…

Вместо заключения

Такими вот показались мне два самых интересных (опять же, на мой взгляд!) события KITEL 2000. Конечно, даже для мероприятий с многолетними традициями нельзя предусмотреть все возможные и невозможные неприятности, а уж первый-то блин, по поговорке, всегда комом! Но будем надеяться, что опыт проведения первого казахстанского конкурса бизнес-сайтов и первого же казахстанского Интернет-форума не окажется всего лишь одной из галочек в отчете их организаторов, а послужит хорошей базой для вторых, третьих, четвертых и т.д. подобных конкурсов и форумов.

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама