ГОСУДАРСТВО, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО — ТРИ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ИНТЕРНЕТИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА

© Александр ЛЯХОВ

Выступление на «круглом столе» «Развитие интернет-технологий как перспективы ИКТ-отрасли Казахстана» в рамках международной конференции «Инициативы «электронного правительства» — 2009»
Астана, 29 октября 2009 г.

Предисловие


Запись выступления (часть 1)


Запись выступления (часть 2)
 

«Чем меньше государство вмешивается в дела бизнеса и общества, тем лучше». Так ли это на самом деле? В идеале, наверное, да. Однако события последних двух лет наглядно демонстрируют, что даже в высокоразвитых странах мировой экономический кризис заставляет власти переходить на ручной режим управления экономикой.

Если же взять нашу страну, то кому из нас, к примеру, не хочется иметь высокоскоростной доступ в Интернет за весьма умеренную плату? А это достигается, прежде всего, развитием государственных цифровых сетей, требующим огромных капиталовложений с весьма большим сроком окупаемости. Понятно, что среди частных инвесторов вряд ли найдутся желающие перекладывать тяжелую ношу подобных инноваций с плеч государства на свои…

И это только одна из многих проблем развития интернет-инфраструктуры в Казахстане, когда государственное вмешательство не только не вредит делу, но даже наоборот…

Общество и Казнет: Нас мало, мы ленивы и нелюбопытны?

По числу жителей Казахстан занимает 4-е место среди стран постсоветского пространства (после России, Украины и Узбекистана), по размеру территории — 2-е место (после России). Объективная реальность такова, что Казахстан остаётся одной из самых малонаселенных стран мира: плотность населения у нас составляет всего 5,6 человека на один квадратный километр.

Трудоспособный возраст — возраст, в котором человек способен к трудовой деятельности. В РК определен следующими рамками: для мужчин — 16-62 года, для женщин — 16-57 лет. Нижняя возрастная граница связана с получением обязательного основного общего образования и среднего профессионального образования. Верхняя возрастная граница определяется правом на получение пенсии по достижении мужчинами 63 лет, а женщинами — 58 лет.

 
Согласно данным Агентства РК по статистике, численность населения страны за 2008 год увеличилась на 204 тыс. человек и составила на начало 2009 г. 15 млн. 776 тысяч человек, из которых 8 млн. 395 тыс. проживало в городах и 7 млн. 381 тыс. — в сельской местности. Что немаловажно, 10 млн. 084 тыс. — это люди т. н. трудоспособного возраста, то есть, в потенциале своем как раз и способные воспринимать направляемые на них усилия бизнеса и государства на компьютеризацию и интернетизацию страны.

Вместе с тем, как показывают последние события, в обществе существует а) нигилизм по отношению к Казнету, объясняющийся плохим знанием его ресурсов и недостаточностью усилий СМИ по его популяризации, и б) непонимание самого феномена «интернет», представление о нем, базирующееся на реалиях 5-, а то и 10-летней давности. Вот почему назрела необходимость в объединении усилий, направленных на организацию эффективного взаимодействия поставщиков и потребителей информационных и коммуникационных услуг, предоставляемых через Интернет.

  • 3 июня 2009 г. — регистрация ОЮЛ "Интернет Ассоциация Казахстана".

Одной из задач новой ассоциации определено введение института общественных экспертов в такой специфической отрасли, как Интернет. Потому что без этого так и будут изобретаться в недрах министерств и ведомств и утверждаться нашими уважаемыми парламентариями по меньшей мере странные законы и подзаконные акты…

Бизнес и Казнет: 2009 год — год Великого перелома?

Появление в 1996 году первых провайдеров интернет-услуг (Internet Service Provider, ISP) в Казахстане никак не было связано с интересом государства к этой сфере. Более того, довольно долгое время государство словно бы и не замечало новый информационно-коммуникационный канал…

Чего не скажешь о бизнесе! Вот только несколько примеров использования (в той или иной мере) интернет-технологий:

  • глобальные АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами), на производстве — это MES (Manufacturing Execution System), в бизнесе — системы ERP (Enterprise Resource Planning) и CRM (Customer Relationship Management);
  • информационные службы, предоставляющие свои услуги посредством доступа к базам данных через Интернет (сетевые службы знакомств, службы трудоустройства, каталоги фирм и организаций, товаров и услуг и т. п.);
  • интернет-маркетинг (исследование самого рынка интернет-услуг, а также использование интернета для оценки и анализа других рынков — с помощью онлайн-опросов и пр.);
  • интернет-пиар и реклама (корпоративные и ведомственные сайты и блоги, промосайты, рекламные сети и площадки для показа социальной, политической и коммерческой рекламы);
  • интернет-коммерция. Здесь можно выделить несколько направлений: а) интернет-биржи, или B2B-системы (Business-to-Business); б) интернет-аукционы, или C2C-системы (Customer-to-Customer); в) интернет-магазины, или B2C-системы (Business-to-Customer); г) интернет-банкинг. Кроме того, обязательным элементом электронной коммерции является карточный процессинг, т. е. системы авторизации платежных (пластиковых) карточек и обработки интернет-платежей по ним.
  • интернет-образование (системы дистанционного обучения и тестирования, сетевые библиотеки);
  • интернет-СМИ (интернет-издания, блоги, новостные Web 2.0-порталы, видео- и аудиоподкасты, фото- и видеосервисы);
  • интернет-коммуникации (интернет-телефония, видеоконференции и т. п.).

2009 год показал возросший интерес к нашему рынку со стороны крупнейших вендоров и инвесторов:

  • 26 января — пресс-конференция в Астане, посвященная первому приезду в нашу страну одного из топ-менеджеров корпорации Microsoft — старшего вице-президента (развивающиеся рынки) Орландо Айяла;
  • 4 марта — презентация портала NUR.kz, созданного при поддержке белорусской компании УП "Надежные программы" с торговыми марками TUT.by и HOSTER.by;
  • 14-16 октября — презентация в Алматы портала Яндекс.kz, Я.Субботник (семинар Яндекса для разработчиков и менеджеров интернет-проектов) и практический семинар «Интернет-реклама: итоги и перспективы. Рекламные возможности Яндекса»;
  • до конца года ожидается явление Казнету еще нескольких крупных инвесторов. В частности, интерес к казахстанскому интернет-рынку проявляет международная медиа-группа Naspers, владеющая 43% портала Mail.ru. Готовится к открытию горизонтальный портал TauPort.kz…

Государство и Казнет: От безразличия — к контролю (регулированию)

Как известно, Интернет родился по государственному заказу — заказу американской «оборонки» своей же науке. Однако, только в начале девяностых годов, когда вместо узкоприкладных и требующих специальных знаний интернет-технологий (Telnet, FTP, Usenet, WAIS и т. п.) появилась привлекательная и широкодоступная Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), представление об Интернете как о закрытой сети исчезло — и государственные структуры разных стран стали с интересом поглядывать, что же это за непонятное явление, которое стало мешать им спокойно жить…

А мешать оно стало здорово! Вдруг оказалось, что Интернет может быть прекрасным пропагандистом и агитатором, легко обходящим все государственные границы и цензурные запреты. Таможни и организации по авторским правам были неприятно удивлены, что мимо них пошел поток аудио- и видеозаписей, компьютерных программ и руководств, литературных новинок - теперь средством их транспортировки всё чаще становится Интернет. Финансовый рынок, в котором любое государство по-прежнему старается играть ключевую роль, также не смог избежать влияния (не всегда, увы, положительного!) Сети. И это далеко не все примеры того, как стремительно изменился наш мир под влиянием Интернета. А вместе с миром менялся Казахстан и отношение властей к Казнету…

За последние 10 лет государство неоднократно демонстрировало своё желание управлять Казнетом. Как примеры можно привести:

  • ноябрь 1999 г. — блокирование открыто оппозиционного сайта Eurasia.org.ru и создание (неудавшееся, впрочем…) т. н. БТТ-Центра, воспринятое как попытку поставить под контроль интернет-трафик;
  • март 2001 года — первый в Казахстане случай привлечения к уголовной ответственности за хакерство;
  • 3 мая 2001 г. — принятие поправок к Закону РК от 23 июля 1999 года № 451-1 «О средствах массовой информации», согласно которым веб-сайты получили статус СМИ;
  • июль-ноябрь 2004 г. — де-юре переход регистратуры доменных имен KZ под управление Агентства РК по информатизации и связи (АИС);
  • декабрь 2005 года — борьба властей с британским комиком и телеведущим Боратом (Саша Бэрон Коэн) и запрет по формальным признакам домена Borat.kz;
  • 7 октября 2008 г. — начало блокирования из Казахстана самой популярной в мире блог-платформы LiveJournal.com, официально подтвержденное руководителями АИС только в конце мая 2009 г.;
  • 10 июля 2009 г. — подписание главой государства Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», что положило конец многомесячным словесным баталиям вокруг него, но не решило многочисленных проблем Казнета.

Таким образом, можно считать, что взаимоотношения нашего государства и Казнета прошли путь от безразличия через неудовольствие к контролю (регулированию).

Что делать с Казнетом?

Казнет — есть!
В этом, я надеюсь, уже никто не сомневается. Но для того, чтобы стать еще более интересным для государства, для потенциальных инвесторов и пользователей, он должен перейти из разряда terra incognita в разряд полностью изученных и посчитанных «территорий» — с четко очерченной «дорожной разметкой» и правовыми гарантиями для каждого участника «дорожного движения». Как пример, еще в январе 2003 года вышел в свет Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», но до сих пор его применение в сфере оказания электронных банковских услуг вызывает неоднозначные толкования…

Казнет нужно считать и исследовать!
И считать нужно всё: домены, сайты, количество пользователей — по частоте пользования интернетом, по полу и возрасту, по точкам и скорости доступа, по цели подключения и интересам и т. д. и т. п. Только на основе полной статистики (Агентство РК по статистике и органы налоговой отчетности?) можно будет проводить полноценные исследования, а не те «кусочные», из которых общая картина развития Интернета в Казахстане никак не складывается. Согласитесь, что верить различным озвучиваемым данным о количестве интернет-пользователей в Казахстане можно только в том случае, если точно известно о методике получения этих цифр!

Казнет нужно развивать!
Казнет нужно развивать! Ставку следует делать на развитие услуг широкополосного (=высокоскоростного) доступа в Интернет (проводной — ADSL etc., беспроводный — Wi-Fi, WiMAX etc., спутниковый — VSAT etc.), на «Электронное правительство», на тематические порталы — как общетематические, так и узкоспециальные, на автоматизированные сетевые сервисы и т. д. И без реальной, а не декларируемой помощи государства развитие всего этого не будет столь быстрым и масштабным. Естественно, одна из главных задач государства — обеспечить наилучшие условия для бизнеса. Нужно открыть рынок для как можно большего числа игроков, в том числе и для западных компаний. Обеспечение нормальной конкурентной среды — это, в первую очередь, демонополизация отрасли связи, упрощение процедур лицензирования и сертификации, устранение коррупции в этих делах.

Казнет нужно пропагандировать!
Это касается и отношения государства к Интернету, и отношения к нему же со стороны СМИ. Слишком мало у нас пока печатных изданий, радиостанций и телеканалов, которые регулярно, а не от случая к случаю и не в качестве рекламы рассказывают о Казнете, о его творцах и их творениях. Да и поддержка государством Национальной интернет-премии AWARD.kz, крупнейшего в Казахстане ежегодного мероприятия в области Интернета, могла бы быть более ощутимой…

Интернет нужно насаждать, как картошку при Екатерине!

 
 №  Страна Пенетрация Интернета
%
Численность интернет-пользователей Население страны
1  Эстония 65,8 854 600 1 299 371
2  Латвия 59,4 1 324 800 2 231 503
3  Литва 59,2 2 103 471 3 555 179
4  Беларусь 29,1 2 809 800 9 648 533
5  Россия 27,1 38 000 000 140 041 247
6  Азербайджан  18,2 1 500 000 8 238 672
7  Молдова 16,2 700 000 4 320 748
8  Украина 14,7 6 700 000 45 700 395
9  Кыргызстан 13,8 750 000 5 431 747
10  Казахстан 12,3 1 900 600 15 399 437
11  Узбекистан 8,8 2 416 000 27 606 007
12  Грузия 7,8 360 000 4 615 807
13  Таджикистан 6,6 484 200 7 349 145
14  Армения 5,8 172 800 2 967 004
15  Туркменистан  1,4 70 000 4 884 887
 
Хочется напомнить, что одной из целей Программы снижения информационного неравенства в РК на 2007-2009 годы, принятой постановлением Правительства РК от 13 октября 2006 года №995, было заявлено достижение 20%-ного уровня компьютерной грамотности населения и количества пользователей сети Интернет в Казахстане. Несложно подсчитать, что пятая часть от 16 млн. человек (к концу 2009 года) — это 3,2 млн. интернет-пользователей.

На сайте Internet World Stats на регулярной основе публикуются свежие данные о количестве интернет-пользователей в разных странах мира, а также об отношении их числа к общей численности населения этих стран. Так вот, по последним данным, доля интернет-пользователей от общей численности населения для республик бывшего СССР составляет (см. таблицу):

Да, у нас невелико население — всего лишь около 16 миллионов человек, но давайте стремиться к тому, чтобы в части интернетизации выйти хотя бы на уровень стран Балтии, где Интернетом пользуются более половины населения! Если у нас будет не 2-3 миллиона пользователей, а хотя бы те же 8-10 миллионов (помните, в самом начале я называл показатель численности трудоспособного населения РК?), тогда и можно будет всерьез говорить и об электронной коммерции (см. слово «бизнес» в названии моего выступления), и об «Электронном правительстве» (смотрим слово «государство» там же).

Спасибо за внимание!

YVISION.KZ  Обсудить эту заметку на YVision.kz

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама