Ерлан Аскарбеков: «Дайте мне триллион долларов
– и я подниму Казахстан!»
В восточной философии, богатой на
эзотерику, есть особый жест, который, помимо всего прочего,
еще и расшифровывают, как срез человеческого общества:
большинство инертно, часть – вообще балласт и только небольшое
количество людей стремятся к прогрессу. С одним из таких
немногих – молодым и талантливым PR и web-менеджером
Британского Совета в Казахстане, поэтом и режиссером, Ерланом
Аскарбековым, нам удалось побеседовать, что называется, по
душам.
Из досье:
Аскарбеков Ерлан
Куанышевич родился в 1974 году в Караганде. Получил
специальность системного программиста в Карагандинском
политехническом институте. В 1996 выиграл на литературном
конкурсе Сорос-Казахстан-Дебют. В 1998 снял документальный
фильм об эпидемии СПИД в Темиртау по конкурсу Фонда
Сорос-Казахстан “С камерой по Казахстану” (фильм был на 6
фестивалях)
Ерлан, несмотря на свой
возраст, у тебя огромный послужной список, когда ты все успел?
С чего все началось?
Все началось в 4 классе, когда я
пришел на работу к своему дяде в один из НИИ, впервые увидел
советский компьютер, и понял – вот это оно! Остальные пацаны
мечтали о чем-то прагматичном – быть таксистами,инспекторами
ГАИ… Я же либо никем не хотел быть, либо, почему-то,
архитектором. После того, как я увидел компьютер – решил, что
моя работа так или иначе будет с ним связана. Естественно, я
пошел учиться на инженера-системотехника в Карагандинский
политехнический. И в начале первого курса уже познакомился с
IBM PC, – их закупили в наш институт.
Я ни в коем случае,
никогда, не был “мальчиком со скрипочкой на балконе”, правда,
был очкариком. Держал нормальный пацанский кодекс. У меня были
друзья, с которыми мы общались, играли, хулиганили, бесились.
Но лет в 12 у нас пошло какое-то разделение. Мы с одним
тогдашним другом разговаривали о курении, и я сказал: “Знаешь,
ведь скоро нам будут говорить – закури, тебе что, слабо? Если
закуришь, значит, ты уже взрослый. А ведь это как раз и есть
засада! На самом деле, если ты сможешь послать такого
человека, сказать – не хочу, и не буду, вот именно этим и
докажешь, что ты взрослый”. Что интересно, он меня не понял. И
где-то через год он курил вовсю, а я так и не курю. И это не
из-за страха перед табаком, а просто мне на него
плевать.
А кто или что оказало
максимальное воздействие на тебя? Улица,
школа?
Гены, родители и
книжки.
Именно в такой
последовательности?
Да.
Мои родители были сироты. Близких родственников не было ни с
той, ни с другой стороны. А дальние говорили – иди работай,
никто не говорил – иди учиться. Но они сами выучились – отец
стал инженером, мать – учителем.
Ерлан считает, что ему сильно повезло с
образованием: он учился в “центровской” школе Караганды,
города ссыльных, где учителями работали люди из старой
питерской и московской интеллигенции. Очень сильным вузом был
и Карагандинский Политех.
Для Ерлана – вебмастера
немаловажным фактором стало то, отец его друга, возглавляющий
крупную компьютерную фирму, привез первый в Карагандинской
области IBM компьютер, к которому ребята имели постоянный
доступ.
А потом Ерлан решил, что его жизнь не только IT.
Первые курсы я учился очень хорошо и
даже до “экватора” получал Президентскую стипендию, а потом
увлекся стихами.
У тебя это было связано с
любовью?
Вообще-то я
был влюблен до и после этого, а со стихами любовь совершенно
не была связана. И к тому же, несмотря на то, что я был
мальчиком начитанным, – стихи всегда терпеть не мог и считал
стихотворчество занятием очень глупым. Почему я этим увлекся –
для меня до сих пор необъяснимо, хотя именно в то время я
прочел “Слова назидания” Абая, они очень сильно потрясли меня.
Там Абай очень сильно проезжается по заслуженным недостаткам
казахов, как позже мне стало ясно – вечным недостаткам. А
позже местная интеллигенция говорила о моих стихах – да, это
Аруах – дух Абая.
Честно сказать, это был очень забавный
период моей жизни, – я продолжал пользоваться авторитетом
старого отличника, при этом усердно пропускал занятия, чего не
рекомендую читателям.
Но, честно говоря – я сжег всю ту
рукопись, которую написал в первые 8-9 месяцев. Те более
серьезные стихи, которые вошли в сборник Сороса появились
позже.
А как ты узнал о том, что фонд
Сороса собирается издавать сборник?
Я понятия не имел, что такое фонд Сороса и
прочитал о конкурсе в газете. Подумал: чем черт не шутит,
когда-то надо выходить из подполья. На тот момент я уже
окончил институт…
С каким
успехом?
У меня
суммарно было, по-моему, 4,74, и мне говорили, что вот если бы
ты поднажал… Но “поднажать” в основном состояло из беготни и
упрашиваний, так было со мной и в школе, но я совсем не желал
получать медаль или красный диплом такой ценой.
Что же
касается конкурса, то мне особенно понравилось, что рукописи
должны быть безымянными, только с кодом автора. Потому решил,
что это действительно серьезное мероприятие. Я уже опаздывал,
потому что поздно увидел объявление, и набирал стихи ночью, на
работе в Казчерметавтоматике – это было большое медленно
умирающее предприятие. Отрезали отопление, и я, в этой
абсолютно замороженной комнате, на рабочем компьютере набивал
текст стихов. До сих пор основой моих файлов является то, что
я набрал там. Я это к тому, что не бывает безвыходных
ситуаций, и не бывает легких путей.
Еще меня удивил тот
факт, что потом многие из арт-тусовки в Караганде спрашивали:
а откуда ты узнал об этом конкурсе, а кто у тебя там работает?
Из досье:
С 1998
живёт в Алматы. Летом 1999 учился в международной киношколе в
Хорватии на курсах документалистики. Осенью 1999 закончил
литературные курсы “Мастер-класс” при журнале “Аполлинарий”. В
конце 1999 создал веб-сайт, занявший 1 место среди материалов
о культуре на конкурсе “Культура Казахстана на пороге ХХI
века”.
В общем, на конкурсе я занял второе
место, меня пригласили в Алматы, устроили нам программу, в
которой, к сожалению, не было ни тренингов, ни знакомства с
издательствами или литературными организациями. Но успех меня
воодушевил.
А в 98-м я увидел еще одно объявление Сороса “С
камерой по Казахстану”. Это был конкурс документальных
фильмов. На тот момент я знал одного хорошего кинооператора,
был наслышан об ужасающей ситуации в Темиртау – эпидемии
СПИДа. Заявка моя была абсолютно наглой, т.к. в объявлении
было указано, что принимать участие могут только
профессиональные киношники.
Тем не менее, ее приняли, хотя
из семи или восьми команд я был единственный
непрофессиональный режиссер. У меня были плюсы: Аркадий -
профессиональный оператор, моя литературная награда и тема. В
принципе, со стороны Сороса это был риск.
Мне дали
замечательного художественного руководителя – Амира
Каракулова, помимо того что он очень известен, он еще и
человек интеллигентный и мягкий. Обычно режиссеры – люди
жесткие, стремящиеся распространять свое влияние – сама
профессия требует этого. Он мог бы меня просто раздавить своим
авторитетом.
Когда я встретился с ним, у меня на руках был
социальный сценарий, что вот – развалили Теиртау. Все было
написано в сугубо журналистском стиле. Он все выслушал и
сказал: “Хорошо, но это не кино. Не рассказывай о трагедии
миллионов, расскажи о трагедии одного и ты проймешь миллионы”.
Он дал еще несколько дельных советов, и, главное, как он их
дал – очень деликатно. А другие худруки свои группы гоняли
жестко, – одного режиссера заставляли три раза перемонтировать
фильм.
Когда же я отснял фильм и показал Амиру черновой
монтаж, он сказал: “По-моему, в тебе есть толк, что тебе
делать в Караганде, там все равно кино никакого нет, переезжай
в Алматы”.
После переезда Ерлан некоторое
время проработал на телекомпании “Тан” под руководством
знаменитого рекламиста Бахыта Килибаева в самый разгар
предвыборной президентской кампании. Именно тогда он получил
первый опыт работы в области public relation. Летом 99-го
продолжил обкатывать эти навыки в рамках предвыборной кампании
в Парламент.
Потом было множество семинаров и конкурсов.
Работа в Texakabank, где Ерлан, в качестве
интернет-маркетолога, участвовал в запуске первого в
Казахстане интернет-банкинга.
Как Ерлан говорит – он
действительно не ищет легких путей. В конкурсе на должность
PR-менеджера Британского Совета, у него было около сотни
конкурентов-соискателей.
Впервые я познакомился с Британским
Советом в 98 году. В центре изобразительного искусства фонда
Сороса мне, как поэту, предложили принять участие в конкурсе
переводов шотландских поэтов, проводимом Британским Советом в
рамках фестиваля “Картинки Шотландии”.
Я взял на выбор
четыре стихотворения, с разных ксероксов, как потом выяснилось
– все четыре были одного автора. Я получил опять же второе
место, сертификат Британского Совета. Поэтому было очень
забавно директору Лилиане Биглоу при отборе кандидатов увидеть
среди рекомендаций саму себя.
В твоей жизни было очень много
совпадений. Ты веришь в судьбу?
У казахов вообще фатализм составляет основу
менталитета. Аллах дал – точно так же заберет. Что тебе
предписано – то ты и получишь. Но отсюда можно сделать два
вывода: один мне крайне не нравится – он означает, что
дергаться вообще не надо. А второй – это в переводе на
русский: “На Бога надейся – сам не плошай”. Если тебе судьба
дала шанс, а ты поленился даже рассмотреть этот шанс, то
претензии не к тому, кто тебе этот шанс давал. Помните старый
анекдот: когда молящийся просит Бога помочь ему и дать
выиграть в лотерею. А Бог ему говорит: “Дай и мне шанс – купи
хоть один лотерейный билет”. И я, цитируя этот анекдот, хочу
сказать: покупайте в хорошем смысле лотерейные билеты. То есть
спешите рассмотреть все хорошие шансы, увидеть свои сильные
черты, занимайте активную позицию в жизни.
Из досье:
Летом
2000 закончил летние курсы инновационного арт-менеджмента в
Будапеште. В том же году выиграл на конкурсе Фонда Сороса
"Казахстанская Литература-2000", а также опубликовал стихи в
сборнике всемирной поэзии "In Our Own Words", вышедшем в США.
Является куратором раздела "Культура и Искусство" на
крупнейшем каталоге казахстанского Интернета Site.Kz и
постоянным автором сетевого казахстанского журнала Arba.Ru.
Работает в Британском Совете в должности
PR-менеджера/вебмастера.
Для PR-щика работать в
организации, которая занимается созданием имиджа целого
государства – это, наверное, предел
мечтаний?
Да. Когда я
попал сюда, я просто поразился, увидев огромную, бескрайнюю
целину, еще невспаханную. Тут можно работать от зари до зари -
только тогда это будет адекватно возможностям, которые дает
это место. Начиная от географии, статуса, заканчивая
широтой.
Ты работаешь в международной
организации, много путешествуешь, как ты считаешь, чего не
хватает Казахстану?
Патриотизма, в первую очередь.
Самоуважения народа к самому себе и к государству. Поездив по
миру, я увидел, что у нас очень образованный народ, но при
этом, парадоксальным образом, мы нецивилизованные. У нас
катастрофически обстоят дела с отношением человека к человеку,
человека к государству, государства к человеку, к правам
человека, к правам и обязанностям гражданина, чиновника и т.д.
Поэтому мы проигрываем. Взять, например тот же Темиртау, это
ведь гигантский комплекс, это не только сталь. Это то же
самое, что сказать: вся космическая отрасль – только одна
стартовая площадка Байконура. Темиртау это конгломерат силы,
инженерной мысли, талантов. Там же целые рабочие династии
были. Но на чем все было построено? Треть рабочих –
освобожденные зеки, начиналось все с кровавых беспорядков… И
поэтому нельзя видеть в проблемах нынешнего Темиртау только
последствия. Вот, дескать, там и металл воровали. А в
нормальном обществе не воруют, а зарабатывают! И если говорить
о взглядах на общество, то мое мнение – основной кризис у нас
не экономический и не политический, а именно моральный.
Глубочайший кризис бездуховности. Тот же экономический взлет
Малайзии, где сейчас открыли свои заводы Intel, AMD, Cyrix
обусловлен менталитетом: малайцы не воруют, малайцы –
работают.
Предположим, если бы у тебя
появилась огромная сумма денег, что бы ты с этими деньгами
стал делать?
А какая
сумма?
Достаточная для осуществления самых
смелых мечтаний.
У меня
мечта на триллион долларов. На эти деньги я бы так постарался
повлиять на экономику и образование Казахстана, чтобы сделать
эту страну уважаемой, здоровой, полноценной, процветающей,
справедливой и культурной.
Как человек уже состоявшийся,
что ты можешь пожелать тем, кто только начинает свое
образование, карьеру?
Дерзайте, не унывайте, сейчас действительно,
тяжелое время, и главное – не унывать. Когда я снимал фильм,
разговаривал с матерью наркомана, больного СПИДом. Она
рассказывала что во время Второй Мировой Войны, люди перестали
болеть вся напасть и все хвори прошли, раненые рвались в бой.
И я думаю, что в моральном плане мы уже докатываемся к некоему
часу Икс, и что, наверное, нам нужна такая же степень
мобилизации внутренних ресурсов. Когда новое поколение
почувствует это, тогда мы прорвемся. Я не верю в
макроэкономическую реформу с помощью компьютера и
калькулятора. Говорю это как компьютерщик и как поэт. Я верю в
силу духа человеческого.
Вместо постскриптума:
Веб-сайты, созданные или
поддержанные
www.fes-kazakhstan.kz,
2001
www.britishcouncil.kz,
2000-2002
www.samal.kz/~Алматы-art, 1999
www.arba.ru,
1999-2002
www.site.kz, 1998-2002
Основные
публикации
Нервные окончания Караганды, Караганда,
2002
“Письмо”, книга стихов, Алматы, 2002
“Путь”, книга
стихов, Алматы, 2002
“Литературная Азия”, альманах, Алматы,
2002
Реальность и Сны/Конкурс "Казахстанская
Литература-2000", сборник поэзии, 2001, Алматы
In Our Own
Words, сборник поэзии, 2001, США
Пробуждение истоков,
сборник поэзии, 2000, Алматы
Культура и СМИ, сборник
статей, 2000, Алматы
Сорос-Казахстан-Дебют, сборник поэзии,
1997, Алматы
Журналы "Тамыр", "Простор", "Нива", "Отан",
“Com&Com”, “Интернет и Я”, "Computer Club", "Центральная
Азия и Кавказ" (Швеция), "Transitions Online"
(Чехия)
Фильмы и другие
работы
2001, Короткометражный фильм “День
рождения” (видео, 12’)
Режиссёр и автор сценария
1999,
Документальный фильм, п-ов Истрия, (Хорватия)
Ассистент
режиссёра, режиссёр – Шамиль Наджафзаде, Азербайджан
1999,
Проект социальной рекламы для ОБСЕ, г. Алматы
Режиссёр
съёмочной группы, продюсер – Юрий Голигорский, BBC World
Service
1998 - 1999, Док. фильм "Золото Казахстана", г.
Алматы (видео, 20')
Режиссёр монтажа
1998,
Документальный фильм "Люди без лиц", гг.
Караганда-Темиртау-Алматы (25’)
Режиссёр съёмочной
группы
Фестивали и конкурсы
Международный фестиваль "KarlovyVary-99",
внеконкурсный показ, фильм "Люди без лиц", Карловы Вары,
1999
Фестиваль студенческих и дебютных фильмов "Смотри
по-новому", фильм "Люди без лиц", Алматы,
1999
Международный фестиваль документальных фильмов
правозащитной тематики "One World", фильм "Люди без лиц",
Прага, 1999
Показ фильма "Люди без лиц" на 6 телеканалах
Казахстана и в сети Республиканского Центра борьбы и
профилактики СПИД
Фестиваль-смотр “С камерой по
Казахстану”, Алматы 1999
Фестиваль "Praha Indies", Прага,
1998
Семинар по независимому кино, организованный Фондом
Сорос-Казахстан, в рамках фестиваля "Евразия-98", фильм "Люди
без лиц", Алматы, 1998
Беседовал(а): Алексей Сорокин
Оценить: [
1 ] [
2 ] [
3 ] [
4 ] [
5 ]
Текущая оценка:
3.28 Всего
голосов:
36 Количество
просмотров:
328