Еженедельный молодежный журнал "Тинейджер". Логотип. Еженедельный молодежный журнал "Тинейджер". Текущий номер.
2002 год
27 декабря - 2 января
В номере Без купюр Help Почитать Музыка Профессия М/Ж Знакомства Приколы Форум Чат Мнения
"Без купюр" подразумевает вовсе не отсутствие денег у уважаемых юзеров и хакеров, а также гостей рубрики и нас самих. Без купюр, то бишь исправлений и замечаний, оставляем мы нашу беседу с раличными интересными людьми.
Персона

Ерлан Аскарбеков: «Дайте мне триллион долларов – и я подниму Казахстан!»

В восточной философии, богатой на эзотерику, есть особый жест, который, помимо всего прочего, еще и расшифровывают, как срез человеческого общества: большинство инертно, часть – вообще балласт и только небольшое количество людей стремятся к прогрессу. С одним из таких немногих – молодым и талантливым PR и web-менеджером Британского Совета в Казахстане, поэтом и режиссером, Ерланом Аскарбековым, нам удалось побеседовать, что называется, по душам.

1.jpg (5125 bytes)Из досье:
Аскарбеков Ерлан Куанышевич родился в 1974 году в Караганде. Получил специальность системного программиста в Карагандинском политехническом институте. В 1996 выиграл на литературном конкурсе Сорос-Казахстан-Дебют. В 1998 снял документальный фильм об эпидемии СПИД в Темиртау по конкурсу Фонда Сорос-Казахстан “С камерой по Казахстану” (фильм был на 6 фестивалях)

Ерлан, несмотря на свой возраст, у тебя огромный послужной список, когда ты все успел? С чего все началось?
Все началось в 4 классе, когда я пришел на работу к своему дяде в один из НИИ, впервые увидел советский компьютер, и понял – вот это оно! Остальные пацаны мечтали о чем-то прагматичном – быть таксистами,инспекторами ГАИ… Я же либо никем не хотел быть, либо, почему-то, архитектором. После того, как я увидел компьютер – решил, что моя работа так или иначе будет с ним связана. Естественно, я пошел учиться на инженера-системотехника в Карагандинский политехнический. И в начале первого курса уже познакомился с IBM PC, – их закупили в наш институт.
Я ни в коем случае, никогда, не был “мальчиком со скрипочкой на балконе”, правда, был очкариком. Держал нормальный пацанский кодекс. У меня были друзья, с которыми мы общались, играли, хулиганили, бесились. Но лет в 12 у нас пошло какое-то разделение. Мы с одним тогдашним другом разговаривали о курении, и я сказал: “Знаешь, ведь скоро нам будут говорить – закури, тебе что, слабо? Если закуришь, значит, ты уже взрослый. А ведь это как раз и есть засада! На самом деле, если ты сможешь послать такого человека, сказать – не хочу, и не буду, вот именно этим и докажешь, что ты взрослый”. Что интересно, он меня не понял. И где-то через год он курил вовсю, а я так и не курю. И это не из-за страха перед табаком, а просто мне на него плевать.

А кто или что оказало максимальное воздействие на тебя? Улица, школа?
Гены, родители и книжки.

Именно в такой последовательности?
Да. Мои родители были сироты. Близких родственников не было ни с той, ни с другой стороны. А дальние говорили – иди работай, никто не говорил – иди учиться. Но они сами выучились – отец стал инженером, мать – учителем.

Ерлан считает, что ему сильно повезло с образованием: он учился в “центровской” школе Караганды, города ссыльных, где учителями работали люди из старой питерской и московской интеллигенции. Очень сильным вузом был и Карагандинский Политех.
Для Ерлана – вебмастера немаловажным фактором стало то, отец его друга, возглавляющий крупную компьютерную фирму, привез первый в Карагандинской области IBM компьютер, к которому ребята имели постоянный доступ.
А потом Ерлан решил, что его жизнь не только IT.

Первые курсы я учился очень хорошо и даже до “экватора” получал Президентскую стипендию, а потом увлекся стихами.

У тебя это было связано с любовью?
Вообще-то я был влюблен до и после этого, а со стихами любовь совершенно не была связана. И к тому же, несмотря на то, что я был мальчиком начитанным, – стихи всегда терпеть не мог и считал стихотворчество занятием очень глупым. Почему я этим увлекся – для меня до сих пор необъяснимо, хотя именно в то время я прочел “Слова назидания” Абая, они очень сильно потрясли меня. Там Абай очень сильно проезжается по заслуженным недостаткам казахов, как позже мне стало ясно – вечным недостаткам. А позже местная интеллигенция говорила о моих стихах – да, это Аруах – дух Абая.
Честно сказать, это был очень забавный период моей жизни, – я продолжал пользоваться авторитетом старого отличника, при этом усердно пропускал занятия, чего не рекомендую читателям.
Но, честно говоря – я сжег всю ту рукопись, которую написал в первые 8-9 месяцев. Те более серьезные стихи, которые вошли в сборник Сороса появились позже.

А как ты узнал о том, что фонд Сороса собирается издавать сборник?
Я понятия не имел, что такое фонд Сороса и прочитал о конкурсе в газете. Подумал: чем черт не шутит, когда-то надо выходить из подполья. На тот момент я уже окончил институт…

С каким успехом?
У меня суммарно было, по-моему, 4,74, и мне говорили, что вот если бы ты поднажал… Но “поднажать” в основном состояло из беготни и упрашиваний, так было со мной и в школе, но я совсем не желал получать медаль или красный диплом такой ценой.
Что же касается конкурса, то мне особенно понравилось, что рукописи должны быть безымянными, только с кодом автора. Потому решил, что это действительно серьезное мероприятие. Я уже опаздывал, потому что поздно увидел объявление, и набирал стихи ночью, на работе в Казчерметавтоматике – это было большое медленно умирающее предприятие. Отрезали отопление, и я, в этой абсолютно замороженной комнате, на рабочем компьютере набивал текст стихов. До сих пор основой моих файлов является то, что я набрал там. Я это к тому, что не бывает безвыходных ситуаций, и не бывает легких путей.
Еще меня удивил тот факт, что потом многие из арт-тусовки в Караганде спрашивали: а откуда ты узнал об этом конкурсе, а кто у тебя там работает?

Из досье:
С 1998 живёт в Алматы. Летом 1999 учился в международной киношколе в Хорватии на курсах документалистики. Осенью 1999 закончил литературные курсы “Мастер-класс” при журнале “Аполлинарий”. В конце 1999 создал веб-сайт, занявший 1 место среди материалов о культуре на конкурсе “Культура Казахстана на пороге ХХI века”.

В общем, на конкурсе я занял второе место, меня пригласили в Алматы, устроили нам программу, в которой, к сожалению, не было ни тренингов, ни знакомства с издательствами или литературными организациями. Но успех меня воодушевил.
А в 98-м я увидел еще одно объявление Сороса “С камерой по Казахстану”. Это был конкурс документальных фильмов. На тот момент я знал одного хорошего кинооператора, был наслышан об ужасающей ситуации в Темиртау – эпидемии СПИДа. Заявка моя была абсолютно наглой, т.к. в объявлении было указано, что принимать участие могут только профессиональные киношники.
Тем не менее, ее приняли, хотя из семи или восьми команд я был единственный непрофессиональный режиссер. У меня были плюсы: Аркадий - профессиональный оператор, моя литературная награда и тема. В принципе, со стороны Сороса это был риск.
Мне дали замечательного художественного руководителя – Амира Каракулова, помимо того что он очень известен, он еще и человек интеллигентный и мягкий. Обычно режиссеры – люди жесткие, стремящиеся распространять свое влияние – сама профессия требует этого. Он мог бы меня просто раздавить своим авторитетом.
Когда я встретился с ним, у меня на руках был социальный сценарий, что вот – развалили Теиртау. Все было написано в сугубо журналистском стиле. Он все выслушал и сказал: “Хорошо, но это не кино. Не рассказывай о трагедии миллионов, расскажи о трагедии одного и ты проймешь миллионы”. Он дал еще несколько дельных советов, и, главное, как он их дал – очень деликатно. А другие худруки свои группы гоняли жестко, – одного режиссера заставляли три раза перемонтировать фильм.
Когда же я отснял фильм и показал Амиру черновой монтаж, он сказал: “По-моему, в тебе есть толк, что тебе делать в Караганде, там все равно кино никакого нет, переезжай в Алматы”.

2.jpg (6643 bytes)После переезда Ерлан некоторое время проработал на телекомпании “Тан” под руководством знаменитого рекламиста Бахыта Килибаева в самый разгар предвыборной президентской кампании. Именно тогда он получил первый опыт работы в области public relation. Летом 99-го продолжил обкатывать эти навыки в рамках предвыборной кампании в Парламент.
Потом было множество семинаров и конкурсов. Работа в Texakabank, где Ерлан, в качестве интернет-маркетолога, участвовал в запуске первого в Казахстане интернет-банкинга.
Как Ерлан говорит – он действительно не ищет легких путей. В конкурсе на должность PR-менеджера Британского Совета, у него было около сотни конкурентов-соискателей.

Впервые я познакомился с Британским Советом в 98 году. В центре изобразительного искусства фонда Сороса мне, как поэту, предложили принять участие в конкурсе переводов шотландских поэтов, проводимом Британским Советом в рамках фестиваля “Картинки Шотландии”.
Я взял на выбор четыре стихотворения, с разных ксероксов, как потом выяснилось – все четыре были одного автора. Я получил опять же второе место, сертификат Британского Совета. Поэтому было очень забавно директору Лилиане Биглоу при отборе кандидатов увидеть среди рекомендаций саму себя.

В твоей жизни было очень много совпадений. Ты веришь в судьбу?
У казахов вообще фатализм составляет основу менталитета. Аллах дал – точно так же заберет. Что тебе предписано – то ты и получишь. Но отсюда можно сделать два вывода: один мне крайне не нравится – он означает, что дергаться вообще не надо. А второй – это в переводе на русский: “На Бога надейся – сам не плошай”. Если тебе судьба дала шанс, а ты поленился даже рассмотреть этот шанс, то претензии не к тому, кто тебе этот шанс давал. Помните старый анекдот: когда молящийся просит Бога помочь ему и дать выиграть в лотерею. А Бог ему говорит: “Дай и мне шанс – купи хоть один лотерейный билет”. И я, цитируя этот анекдот, хочу сказать: покупайте в хорошем смысле лотерейные билеты. То есть спешите рассмотреть все хорошие шансы, увидеть свои сильные черты, занимайте активную позицию в жизни.

Из досье:
Летом 2000 закончил летние курсы инновационного арт-менеджмента в Будапеште. В том же году выиграл на конкурсе Фонда Сороса "Казахстанская Литература-2000", а также опубликовал стихи в сборнике всемирной поэзии "In Our Own Words", вышедшем в США.
Является куратором раздела "Культура и Искусство" на крупнейшем каталоге казахстанского Интернета Site.Kz и постоянным автором сетевого казахстанского журнала Arba.Ru. Работает в Британском Совете в должности PR-менеджера/вебмастера.

Для PR-щика работать в организации, которая занимается созданием имиджа целого государства – это, наверное, предел мечтаний?
Да. Когда я попал сюда, я просто поразился, увидев огромную, бескрайнюю целину, еще невспаханную. Тут можно работать от зари до зари - только тогда это будет адекватно возможностям, которые дает это место. Начиная от географии, статуса, заканчивая широтой.

Ты работаешь в международной организации, много путешествуешь, как ты считаешь, чего не хватает Казахстану?
Патриотизма, в первую очередь. Самоуважения народа к самому себе и к государству. Поездив по миру, я увидел, что у нас очень образованный народ, но при этом, парадоксальным образом, мы нецивилизованные. У нас катастрофически обстоят дела с отношением человека к человеку, человека к государству, государства к человеку, к правам человека, к правам и обязанностям гражданина, чиновника и т.д. Поэтому мы проигрываем. Взять, например тот же Темиртау, это ведь гигантский комплекс, это не только сталь. Это то же самое, что сказать: вся космическая отрасль – только одна стартовая площадка Байконура. Темиртау это конгломерат силы, инженерной мысли, талантов. Там же целые рабочие династии были. Но на чем все было построено? Треть рабочих – освобожденные зеки, начиналось все с кровавых беспорядков… И поэтому нельзя видеть в проблемах нынешнего Темиртау только последствия. Вот, дескать, там и металл воровали. А в нормальном обществе не воруют, а зарабатывают! И если говорить о взглядах на общество, то мое мнение – основной кризис у нас не экономический и не политический, а именно моральный. Глубочайший кризис бездуховности. Тот же экономический взлет Малайзии, где сейчас открыли свои заводы Intel, AMD, Cyrix обусловлен менталитетом: малайцы не воруют, малайцы – работают.

Предположим, если бы у тебя появилась огромная сумма денег, что бы ты с этими деньгами стал делать?
А какая сумма?

3.jpg (8342 bytes)Достаточная для осуществления самых смелых мечтаний.
У меня мечта на триллион долларов. На эти деньги я бы так постарался повлиять на экономику и образование Казахстана, чтобы сделать эту страну уважаемой, здоровой, полноценной, процветающей, справедливой и культурной.

Как человек уже состоявшийся, что ты можешь пожелать тем, кто только начинает свое образование, карьеру?
Дерзайте, не унывайте, сейчас действительно, тяжелое время, и главное – не унывать. Когда я снимал фильм, разговаривал с матерью наркомана, больного СПИДом. Она рассказывала что во время Второй Мировой Войны, люди перестали болеть вся напасть и все хвори прошли, раненые рвались в бой. И я думаю, что в моральном плане мы уже докатываемся к некоему часу Икс, и что, наверное, нам нужна такая же степень мобилизации внутренних ресурсов. Когда новое поколение почувствует это, тогда мы прорвемся. Я не верю в макроэкономическую реформу с помощью компьютера и калькулятора. Говорю это как компьютерщик и как поэт. Я верю в силу духа человеческого.

Вместо постскриптума:

Веб-сайты, созданные или поддержанные
www.fes-kazakhstan.kz, 2001
www.britishcouncil.kz, 2000-2002
www.samal.kz/~Алматы-art, 1999
www.arba.ru, 1999-2002
www.site.kz, 1998-2002

Основные публикации
Нервные окончания Караганды, Караганда, 2002
“Письмо”, книга стихов, Алматы, 2002
“Путь”, книга стихов, Алматы, 2002
“Литературная Азия”, альманах, Алматы, 2002
Реальность и Сны/Конкурс "Казахстанская Литература-2000", сборник поэзии, 2001, Алматы
In Our Own Words, сборник поэзии, 2001, США
Пробуждение истоков, сборник поэзии, 2000, Алматы
Культура и СМИ, сборник статей, 2000, Алматы
Сорос-Казахстан-Дебют, сборник поэзии, 1997, Алматы
Журналы "Тамыр", "Простор", "Нива", "Отан", “Com&Com”, “Интернет и Я”, "Computer Club", "Центральная Азия и Кавказ" (Швеция), "Transitions Online" (Чехия)

Фильмы и другие работы
2001, Короткометражный фильм “День рождения” (видео, 12’)
Режиссёр и автор сценария
1999, Документальный фильм, п-ов Истрия, (Хорватия)
Ассистент режиссёра, режиссёр – Шамиль Наджафзаде, Азербайджан
1999, Проект социальной рекламы для ОБСЕ, г. Алматы
Режиссёр съёмочной группы, продюсер – Юрий Голигорский, BBC World Service
1998 - 1999, Док. фильм "Золото Казахстана", г. Алматы (видео, 20')
Режиссёр монтажа
1998, Документальный фильм "Люди без лиц", гг. Караганда-Темиртау-Алматы (25’)
Режиссёр съёмочной группы

Фестивали и конкурсы
Международный фестиваль "KarlovyVary-99", внеконкурсный показ, фильм "Люди без лиц", Карловы Вары, 1999
Фестиваль студенческих и дебютных фильмов "Смотри по-новому", фильм "Люди без лиц", Алматы, 1999
Международный фестиваль документальных фильмов правозащитной тематики "One World", фильм "Люди без лиц", Прага, 1999
Показ фильма "Люди без лиц" на 6 телеканалах Казахстана и в сети Республиканского Центра борьбы и профилактики СПИД
Фестиваль-смотр “С камерой по Казахстану”, Алматы 1999
Фестиваль "Praha Indies", Прага, 1998
Семинар по независимому кино, организованный Фондом Сорос-Казахстан, в рамках фестиваля "Евразия-98", фильм "Люди без лиц", Алматы, 1998

Беседовал(а): Алексей Сорокин

Оценить: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Текущая оценка: 3.28      Всего голосов: 36     Количество просмотров: 328
Архив номеров
 153    152    151    150    149    148    147    146    145    144    143    142    141    140    139    138    137    136    135    134    133    132    131    130    129    128    127    126    125    124    123    122    121    120    119    118    117    116    115    114    113    112    111    110    109    108    107    106    105    104    103    102    101    100    99    98    97    96    95    94    93    92    91    90    89    88    87    86    85    84    83    82    81    80    79    78    77    76    75    74    73    72    71    70    69    68    67    66    65    64    63    62    61    60    59    58    57    56    55    54    53    52    51    50    49    48    47    46    45    44    43    42    41    40    39    38    37    36    35    34    33    32    31    30    29    28    27    26    25    24    23    22    21    20    19    18    17    16    15    14    13    12    11    10    9    8    7    6    5    4    3    2    1  
Поиск по сайту
Актеры
Сергей Погосян
Фаина Раневская
Жан Рено
Евгений Жуманов
Мила Йовович
Артисты
Танцы на воде. Riverdance
Школа современного танца 'Виват'
Superstar KZ: 3 этап стартовал
Тодес в Алматы
Взгляд в прошлое
The Doors
Магия Led Zeppelin
2PAC
Вольфганг Амадей Моцарт
Джордж Харрисон
Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (Авиценна)
В память о Джимми Хендриксе
The Eagles
Звезда по имени
Группа HiFi
Garbage
AC/DC
Пол Маккартни
Группа "Плазма"
Найк Борзов
Судьба Великой Песни (продолжение)
Блестящие
Черный лебедь - Анита Цой
“His Infernal Majesty”
Ян Гиллан
The Cure
Чик Кориа, легенда джазовой музыки
Жанна Агузарова
Судьба Великой Песни
Дмитрий Маликов по-прежнему ищет таланты
Группа "Ария"
Би 2
Ричард Гир
Брюс Дикинсон
"Черный кофе"
Фриденсрайх Хундертвассер: «Называйте меня волшебником…»
Ногу Свело!
Феномен Мумий Тролля.
Машине времени - 35 лет!
The Rolling Stones
Илья Лагутенко
Группа "Чиж и Со"
Мы будем осторожны с тобой сегодня ночью…
ДДТ
More than a woman. In sweet memory of Aaliyah.
Nick Cave & The Bad Seeds
Sk8er girl или Avril Lavigne
Shakira
Sophie Ellis-Bextor
Кензо Такада - Имя в мире fashion
С.С.Сatch
"Aerosmith"
Britney Spears если кто еще не знает
GorkyPark
Ох, уж эти дети! Дети Пикассо!
Гарик Сукачев
Сплин
Любэ
Аврил Лавин
Глюкоза
Звезда по имени Виктор Цой
Квентин Тарантино
Король и Шут
Земфира
Джон Ву - легенда восточного кино
Шинед О'Коннор
Про Новый Год
Группа Nazareth
масс-медиа
Наши коллеги. Газета «Тинейджер»
Знакомьтесь: авторы журнала 'Тинейджер'
Владимир Познер
Ринат Абдухаликов
Городок. День рождения
Ха-ра-шо
Модели
Клаудия Шиффер
Агентство 'Рузана': нам есть что показать!
Музыканты
Юля Чичерина на закрытии World Cyber Games в Алматы
Легенда казахстанской эстрады - А'Студио.
Три Стар
ЧайФ
Ляпис Трубецкой
"Король и Шут" в Алматы
АБК
Лана.
Смысловые галлюцинации на закрытии World Cyber Games в Алматы
Ирландская группа "Шин-И"
«Максим Сергеич»
Вячеслав Бутусов и группа Юпитер
Жамиля Серкебаева
Группа "Ленинград"
Гольфстрим
Машина Времени
Аквариум
Валерий Гайна и группа "Круиз"
Сплин на закрытии World Cyber Games
Мужские увлечения девушки Боты
ЧайФ полтора года спустя
Ерлан Кокеев
Асылбек Енсепов
Найман Муратаев - ударник "капиталистического" труда
Марина - Карина - Карипа. Или кое-что о Мюзиколе
"Би-2" на закрытии World Cyber Games
группа Яшлык
Агата Кристи
Ночные снайперы
Евгений "Рок" Колыханов. Проект "Zeerok"
группа 'Дервиши'
группа 'Рахат Лукум'
"Sax Jam". В джазе только девушки.
Смысловые галлюцинации
Певцы
Виктория Цой
Филипп Киркоров – вкусная конфетка?
Плазма в Алматы
А в Алматы снова май. Ласковый…
Витас интервью не дает и давать не будет
O-zone
Пилот
Кирилл Ли
Джентльмен российской эстрады Валерий Меладзе
Батыр - профессионал с большой буквы
Дуэт "Капуччино"
БАZУКА
Наташа Блюз
Сладкая парочка - Агутин и Варум
Новое поколение - Индира
Земфира в Алматы
Лица с нашего экрана
Дильназ Ахмадиева
All Давай
"Между нами"
Криська – молчи!
Алсу
Все что Вы хотели знать о Гуле Тулегеновой
Альбина
Нурлан Абдуллин
Юлдуз Усманова
Шико
«Чай вдвоем»
Персона
Миржан Иркегулов - В физике меня привлекают большие перспективы.
София Исенова - "Медные трубы меня не прельщают"
Айрис Мердок: «Быть свободным, добрым и любить?»
Масутацу Ояма
Маша Мудряк - новый "казахстанский соловей"
Небывалый старец
Екатерина Шарапова: модель, телеведущая, актриса
Пауло Коэльо
Юрг Да Ватц. Художник, кинорежиссер, гений.
Благое дело Светланы Блага
Ерлан Аскарбеков: «Дайте мне триллион долларов – и я подниму Казахстан!»
Спорт
Трава нам только снится. Откровения тренера детской команды "Спутник" Виталия Малыгина


WORLD1000
© 2001 http://www.teens.kz/

Выходные данные:
Гл.редактор: Альфия Мингазова
Шеф-редактор: Алексей Сорокин
Программирование: Нурлан Муханов
Дизайн: Артем Тараканов
Художник-оформитель: Аида Джумагазиева
Вед. муз. новостей: Евгения Кашаева
Авторы статей: Альфия Мингазова, Алексей Сорокин, Аля Алалыкина,Анна Болгова, Ольга Бохан и др.
Верстальщик: Артем Тараканов
Музыкальные новости
по Казахстану: Лана Ерик (Art Center)