Имя великого полярного исследователя сэра Эрнеста Генри Шеклтона не разрывно от острова Южная Георгия. Хотя бы потому, что именно здесь 5 января 1922 года Шеклтон скончался от сердечного приступа, чтобы найти своё вечное успокоение на кладбище Грютвикена. А шестью годами ранее ради спасения своих товарищей Шеклтон и два его спутника совершили настоящий подвиг: не имея ни карты, ни специального снаряжения, они пересекли остров, за 36 часов без сна преодолев 51 км по заснеженным горам! Вот заключительный участок этого пути участникам Антарктической экспедиции "Олимпа" и предстояло пройти в первой половине дня 10 декабря…
![]() |
Каждая фотография является ссылкой на большое (1024 пиксела по ширине/высоте) изображение - благодаря скрипту fancybox. Эксклюзивные права на фото принадлежат Olimp USA. |
◄– Оглавление
Как полушутя-полусерьёзно заметил Дмитрий Мостовой (Дима, с днём рождения тебя!), Шеклтон был типичным лузером: ни одна из четырёх антарктических экспедиций, в которых он участвовал (а тремя и командовал!), не выполнила главную задачу. Формально это действительно так, что нисколько не умаляет величайших заслуг ирландца, вписавшего немало славных страниц в историю "Героического века антарктических исследований".
Вспомним, что участие в Британской антарктической экспедиции 1901-1904 годов под руководством Роберта Скотта и поход к Южному полюсу едва не стоили Шеклтону жизни. Экспедиция на "Нимроде" (1907-1909) принесла исследователю всемирную славу, но и разочарование тоже: 9 января 1909 года Шеклтон и трое его спутников (Фрэнк Уайлд, Эрик Маршалл и Джеймсон Адамс) достигли точки 88°23’ южной широты; лишь 112 миль (180 км) отделяли их от Южного полюса, но, учитывая недостаток еды и крайнюю измученность людей, Шеклтон принял очень непростое решение повернуть назад (в письме жене он охарактеризовал свой поступок так: "Живой осёл лучше мёртвого льва"). Экстремальные погодные условия вмешались в ход Имперской трансантарктической экспедиции 1914-1917 годов, целью которой было сквозное пересечение Антарктического материка. И, наконец, экспедиция 1921-1922 годов завершилась смертью сэра Эрнеста. Ему было 47 лет…
На этой карте как раз и изображён маршрут от лагеря Пегготти (Peggotty Camp) в заливе короля Хокона (King Haakon Bay), где остались Тимоти Маккарти, Джон Винсент и Гарри Макниш (двое последних были на грани жизни и смерти), до норвежской китобойной базы Стрёмнесс, куда и отправились за помощью Шеклтон, Фрэнк Уорсли и Том Крин. Наш отрезок - от залива Удачи (Fortuna Bay) до залива Стрёмнесс (Stromness Bay).
![]() |
![]() |
Высаживаемся в заливе Удачи: участники АЭО, Мартин (куда же без него?) и три члены экипажа "Астерии" - Брайан, Джейсон и Марк (все - ирландцы!). Погода полностью соответствует названию местности: тёплый солнечный день, бирюзовое небо отражается в воде. По обыкновению, на берегу нас встречают морские котики. Впрочем, даже наше появление не может отвлечь некоторых представителей морских кошачьих от их амурных дел…
![]() |
![]() |
Чуть подальше от берега можно видеть целый гарем: гордый собой самец в окружёнии полутора десятков самочек, многие из которых уже обзавелись потомством. А ещё выше в густой траве нежатся на солнышке морские слоны!
![]() |
![]() |
Бросаем последний взгляд на "Астерию" в интерьере живописного залива и направляемся вверх по длинному каменистому склону…
![]() |
![]() |
Ещё один взгляд на залив - теперь уже сверху. А вот и горное озеро, водички из которого мы с удовольствием испили! (Зимой, судя по всему, это озеро полностью замерзает)
![]() |
![]() |
Как там у Высоцкого? - "Весь мир на ладони - ты счастлив и нем / И только немного завидуешь тем, / Другим - у которых вершина ещё впереди". В данном случае мы, конечно, не альпинисты, а горные туристы, но всё равно здорово почувствовать себя покорителем гор! Тем временем, за перевалом показалась конечная цель нашего маршрута - залив Стрёмнесс. Где нас уже поджидает наша "Астерия"!
![]() |
![]() |
Бутылка водки (для мальчиков), бутылка вина (для девочек) и ледоруб Мартина - три обязательных элемента наших высадок. Ох, зря сказал Мартин, что спускаться с перевала на пятой точке опасно! (Под снегом могут прятаться острые камни или ручей) Горячий итальянский парень Давиде тут же решил проверить на себе верность слов Мартина и великого поэта-футуриста, заявившего: "Можно убедиться, что земля поката, — сядь на собственные ягодицы и катись!" ;-)
![]() |
![]() |
Опасности могут подстерегать нас везде. Вот и Дима по пояс провалился в грязь, хотя зелёная травка казалась такой надёжной опорой!
![]() |
![]() |
Позади три с половиной часа пути - и мы у цели! Справедливости ради, следует сказать, что в декабре на Южной Георгии - лето, да и мы - туристы, тогда как Шеклтон со спутниками шёл здесь в мае, по местным меркам, зимой, после тяжелейшего 1500-километрового плавания на вельботе по бушующему морю…
![]() |
![]() |
Под горой приютилась станция по переработке китов (Whaling station) Стрёмнесс. Закрытая полсотни лет назад, она до сих пор не утилизирована, поэтому об опасности её посещения предупреждает большой красный щит. А на берегу привычная картина: "детский сад" морских котиков.
![]() |
![]() |
В последний раз умиляемся видом кошачьих мам и их деток и отправляемся на "Астерию". Первая часть дневной программы завершена.
![]() |
![]() |
Послеобеденному посещению Грютвикена будет посвящена следующая часть фоторепа, а эта серия фотографий относится к 11 декабря, когда мы сделали единственную высадку на берег – чтобы ознакомиться с колонией золотоволосых пингвинов (Macaroni penguins), облюбовавших залив Купера (Cooper Bay). Залив этот отделён проходом Купера от острова Купера, а все они названы в честь Джеймса Пэллисера Купера, офицера экспедиции под руководством капитана Джеймса Кука, в январе 1775 года на кораблях Resolution и Adventure посещавшей эти места.
![]() |
![]() |
Пингвины живут не прямо на берегу, где хозяйничают морские котики, а чуть повыше – в кочковатых зарослях травы, защищающих их и от холодного ветра, и от хищных альбатросов. Здесь же пингвины высиживают яйца.
![]() |
![]() |
Запечатлеваю себя для Истории на фоне рыжеволосых красавцев, - и пора к берегу! Возвращение на корабль в полной мере оправдало название высадки – "мокрая", ибо встречные волны окатывали сидящих в лодке с головы до ног.
◄– Часть 3 | Часть 5 –► |