Дорога от родного дома предполагает и обратный путь (если, конечно, это не выезд на ПМЖ или билет в один конец, как пелось в одной популярной в годы моей юности песне). Вот почему после трёх недель, проведённых в родительском доме (я - в Лесном, Саша Флегентов - в Гомеле), настала пора снова садиться в автомобиль и отправляться в почти недельное путешествие по дорогам трёх стран - Беларуси, России и Казахстана…
Каждая фотография является ссылкой на большое (1024 пиксела по ширине или высоте) изображение - благодаря скрипту fancybox. |
◄– Часть 1
День 1-й (26.05.2014)
Маршрут: Лесное (31 243) – Гомель (31 333). Всего за день: 90 миль = 145 км
Короткое пояснение: здесь и далее числа в круглых скобках рядом с начальной и конечной точкой дневного маршрута означают показания одометра автомобиля в милях (1 сухопутная миля = 1,609 км).
За те три недели, что я провёл в Лесном (а так долго я не жил на своей малой родине со времени моих первых институтских каникул - с лета 1980 года), мама пошла на поправку, так что я уже мог оставить своих родителей и вернуться в Алматы. Но для этого ещё нужно было проехать почти пять тысяч километров…
И начался их отсчёт во второй половине дня 26 мая, когда я отвёз в Сураж массажиста, попрощался там с семьёй Саши Челышкина, своего двоюродного брата, вернулся в посёлок, расцеловал на прощание родителей, закинул сумки с вещами в багажник автомобиля (на фото справа можно видеть его под окнами родительской квартиры) и выехал на дорогу Сураж - Клинцы.
Поскольку этим путём от Лесного до Гомеля через Клинцы и Добруш я ехал уже в четвёртый раз за относительно короткое время, то безо всякой "легенды" знал, какие населённые пункты за какими следуют, где какие повороты, примечательные места и посты ГАИ. Вот почему до дома мамы Саши Флегентова в Гомеле я добрался за пару часов, где и воссоединился со своим другом и спутником в предстоящем путешествии - Александром Флегентовым.
Кстати, выяснилось, что земляками с Сашей мы являемся не только географически, но и исторически: целых семь с половиной лет - с апреля 1919 года по декабрь 1926-го - его Гомель и мой Суражский уезд входили в состав Гомельской губернии РСФСР!
День 2-й (27.05.2014)
Маршрут: Гомель (31 333) – Брянск – Орёл – Липецк (31 762). Всего за день: 429 миль = 690 км
Границу между Республикой Беларусь и Российской Федерацией можно считать весьма условной. Достаточно сказать, что, когда я пересекал её со стороны России, меня не остановили ни разу (я и пограничников-то белорусских не видел!), а в обратном направлении - два раза из четырёх: в первый раз 5 мая, когда я, оставив Сашу в Гомеле, ехал в Лесной, и второй раз - когда мы уже вместе отправились в обратный путь. Российские пограничники проверили паспорта, техпаспорт на автомобиль - и только. Никаких собак, беглый взгляд на содержимое багажника (на казахстанско-российской границе проверка куда более тщательная!).
Выехав из Гомеля достаточно поздно (в десятом часу утра), мы миновали границу, проследовали транзитом через шесть районов Брянской области - Злынковский, Новозыбковский, Клинцовский, Унечский, Почепский и Выгоничский, перед областным центром свернули с трассы M13 на трассу А141 и, дополнив список Карачевским районом, пересекли границу Орловской области. На 335 км пути ушло четыре с половиной часа.
Орловскую область через Ливны и Елец, где нас настиг очень сильный дождь, проскочили и вовсе за три часа с небольшим, заметив по ходу, что к своим восточным соседям орловцы относятся с куда бóльшим уважением, нежели к западным (обратите внимание на качество стел Орловской области!).
И вот впереди показался славный город Липецк, где на площади у железнодорожного вокзала (по своей архитектуре совсем не похожего на привычные нам ж/д вокзалы!) мы с Сашей и припарковались в ожидании, когда подъедет наш тёзка - Александр Кардаш. С Сашей и его женой Светланой я по-настоящему сдружился во время путешествия в Антарктику, поэтому подвернувшаяся возможность повидаться обрадовала всех.
Долго ждать Сашу не пришлось. Загнав автомобиль во двор, мы привели себя в порядок - и отправились с Сашей на пешую экскурсию по городу, справедливо считающемуся городом парков, фонтанов и памятников. Например, мы с удивлением узнали, что ещё с советских времён в городе стоит памятник "ливерпульской четвёрке", где "битлы" замаскированы под революционных музыкантов, а на постаменте красуется надпись "Первому Липецкому уездному Совету посвящается"! ;-)
Ещё два необычных памятника украшают площадь Революции: первый в народе называют не иначе, как "Мужик с полотенцем" (по официальной версии, памятник борцам за установление Советской власти изображает революционера, разрывающего путы старого мира), второй же и вовсе называется "Памятник инопланетянам" либо "Чебурашка" (никакой официальной информации о нём разыскать не удалось).
Прогулявшись от улицы Ленина через Соборную площадь, Петровский спуск и Нижний парк (здесь мы попили знаменитой минеральной водички из бювета) до площади Петра Великого, где к нам присоединилась Светлана Кардаш - и уже вчетвером мы отправились поужинать в бар "Трибуна".
После ужина нам устроили теперь уже автомобильную экскурсию по городу металлургов, после чего мы вернулись в "Трибуну" и расширенной компанией (к нам присоединились друзья наших хозяев Сергей и Римма) устроили фестиваль караоке. Посиделки продолжились далеко заполночь у Саши и Светы дома…
День 3-й (28.05.2014)
Маршрут: Липецк (31 762) – Тамбов – Пенза (32 038). Всего за день: 276 миль = 444 км
Поскольку в этот день нам предстояло проехать "каких-то" четыре сотни километров, с выездом мы не торопились. Легко пообедав с Сашей Кардашом всё в той же "Трибуне", мы простились гостеприимным Липецком и продолжили свой путь на восток. С удивлением обнаружив, что Липецкая область на границе с Тамбовской областью использует точно такую же стелу, что и на границе с Орловской, а Тамбовская на этом участке себя и вовсе ничем не выдаёт!
Пензенская область встретила нас районом, названном в честь Неистового Виссариона, хотя нас влекли к себе лермонтовские Тарханы.
В моей домашней библиотеке есть две книги, которые в пору увлечения творчеством Михаила Лермонтова я прочёл, что называется, от корки до корки - это "С подорожной по казённой надобности" Аллы Марченко и "М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников" (ссылки указывают на некоммерческую электронную библиотеку "ImWerden", откуда можно скачать PDF-версии именно этих изданий 25-30-летней давности).
Прочёл, пытаясь понять, каким образом из избалованного бабушкиной любовью барчука и ничем не примечательного юнкера получился великий русский писатель, к неполным 28-и годам написавшим столько замечательных произведений, сколько иной графоман не напишет и к семидесяти!
Прочёл - и в очередной раз убедился в том, что ни происхождение, ни воспитание, ни образование, ни окружающая действительность не в состоянии объяснить природу гениальности. Это - от Бога. Или от чёрта - тут уж как кому на роду написано…
Просветительский центр ко времени нашего приезда был уже закрыт. На полноценное посещение всего музея-заповедника требовалось несколько часов, а нам до места ночёвки ещё нужно было проехать почти сотню километров. Поэтому пришлось ограничиться короткой прогулкой по живописным окрестностям Тархан.
День 4-й (29.05.2014)
Маршрут: Пенза (32 038) – Самара – Оренбург (32 603). Всего за день: 565 миль = 909 км
Переночевав в деревне Васильевке под Пензой, где живут родители жены Саши Флегентова, мы покинули Пензенскую область, менее чем за час проскочили Ульяновскую и затем долго пересекали Саратовское водохранилище в районе Сызрань - Самара. Именно здесь случилось единственное на всём нашем пути туда и обратно ДТП, виной чему стала моя неосторожность за рулём и стечение обстоятельств, а результатом - снесённое проезжающей мимо фурой правое зеркало заднего вида. Клейкой ленты (скотча) под рукой не оказалось, поэтому временно пришлось закрепить зеркало подручными средствами.
В Оренбурге нас уже ждала жаркая банька, растопленная моим другом Жамалом Тангиевым, и вкусный ужин в кругу его семьи - жены Наташи, дочерей Даши и Тани.
День 5-й (30.05.2014)
Маршрут: Оренбург (32 603) – Костанай (33 092). Всего за день: 489 миль = 787 км
Автомобильная трасса - зона повышенной опасности, поэтому заглядываться по сторонам недосуг. Но иногда красивые виды возникают прямо за лобовым стеклом! Например, такой вот рассвет мы наблюдали на пути от Оренбурга к российско-казахстанской границе.
Из Казахстана в Россию в начале мая мы с Сашей Флегентовым попали через автомобильный пограничный переход (АПП) Жайсан - Сагарчин по дороге из Актобе в Оренбург. Тогда нас поразило несоответствие между шикарным подъездом к границе с нашей стороны и убогим - с российской. Возвращаться же в конце месяца мы решили северным путём - то есть, из Оренбурга направились не на Актобе, а через Орск на Житикару и Костанай.
Наш пограничный пункт Кондыбай (на правом снимке) отстоит от российского Комсомольского на 3 км. Между ними - весьма условная граница, обозначенная разноцветными столбами.
В качестве АПП мы выбрали Комсомольский - Кондыбай, купившись на то, что на новых картах прямо от нашей границы идёт (если верить легенде) национальная магистраль с твёрдым покрытием под гордым названием А23.
Увы, карта (точнее, её создатели) нас обманула. Ибо с российской стороны к границе, действительно, идёт отличная асфальтовая дорога, а вот на нашей стороне водителей ждут почти 30 км выбитой степной грунтовки - до Муктиколя. Да и дальше до Житикары асфальт такой, что расслабляться нельзя ни на минуту… Люди, будьте бдительны!
Как написал в обсуждении этой темы на ФБ мой знакомый россиянин Валентин Батура: "Всё это вопрос значения трассы на территории любой страны постсоветского пространства. У вас одна трасса более важна, у нас другая. Оттуда и качество, а уж что на стыке получится - божественный рандом". Хотя мне кажется, что это вопрос государственного престижа: сделал АПП, сделай и нормальный подъезд к нему.
В Костанае сняли на пол-суток за 4000 тенге двухместный номер в гостинице "Лагуна", поужинали с пивом в одном из местных кабачков и завалились спать.
День 6-й (31.05.2014)
Маршрут: Костанай (33 092) – Астана (33 535). Всего за день: 443 мили = 713 км
За Новонежинкой привычная глазу по обе стороны дороги степь на какое-то время сменилась вдруг густым лесом - хвойным и берёзовым, среди которого справа по ходу движения появилось белое озеро (солончак?).
В посёлке Аманкарагай нельзя было не обратить внимание на крупную нефтебазу "Иволга-Холдинг", чьи АЗС на дорогах Костанайской области встречаются чаще других.
Новая неожиданность: после села Аулиеколь (бывшее Семиозёрное) указатель показывал "Астана - 652", но, проехав с километр, на развилке мы увидели неожиданное "Астана - 600". Куда подевались полсотни километров? Провал во времени и пространстве?
В Акмолинской области привычным архитектурным элементом здешних целинных мест являются элеваторы. Самые крупные из них, сверкая на солнце, издалека напоминают гостиницы.
Последнюю перед возвращением домой ночь провели в Астане. Усталость после шести дней пути сказывалась вовсю, поэтому любоваться столичными красотами не было желания ни у меня, столичного завсегдатая, ни даже у моего спутника, для которого это было первое посещение столицы…
День 7-й (1.06.2014)
Маршрут: Астана (33 535) – Караганда - Алматы (34 288). Всего за день: 753 мили = 1212 км
На старт самого длинного отрезка нашего обратного маршрута мы вышли в 5.52. Быстро преодолели две сотни километров до Караганды, а вот там попали… Куда бы мы ни ехали, везде стояли либо полицейские, либо знаки "Проезд запрещён" и "Объезд". Уже после мы выяснили, что в это время в городе проходил чемпионат Азии по велоспорту, из-за которого и перекрывались дороги. А тогда пришлось изрядно поплутать, прежде чем мы выбрались на трассу Караганда - Алматы.
На этом, впрочем, наши потери времени не закончились. Дело в том, что пока мы катались, вступил в действие закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения", согласно которому наказания за многие нарушения ПДД стали гораздо суровее. И любимым занятием карагандинских жолполовцев стала ловля неосторожных водителей транспортных средств в прикормленных местах на две серьёзные статьи - Ст. 463-3, ч.3 "Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения" и Ст. 462, ч.1-4 "Превышение водителями ТС установленной скорости движения". Пришлось ехать максимально аккуратно…
Совет водителям: обращайте внимание на таблички с указанием зоны действия знака "Ограничение скорости"! В Карагандинской области на них может значиться 3 км, а то и все 5 км - при том, что дорога внешне выглядит как обычно. Так что, увеличивая скорость до формально разрешённых 110 км, будьте уверены, что за одним из ближайших подъёмов вас встретит с радаром радостный сотрудник ДП.
Следует отметить, что "полюбившийся" нам по поездкам на балхашский байк-фестиваль участок от Бурылбайтала до Курты стал получше, чем раньше, но до полного его "выздоровления" ещё далеко (цитирую заметку от 22 ноября 2013 года на сайте МТК РК: "Участок Курты - Бурылбайтал автомобильной дороги "Граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы", протяженностью 209 км, также планируется отремонтировать. "В следующем году мы планируем разработать проектно-сметную документацию для реконструкции данного участка, после чего сразу начать строительные работы" - отметил министр Аскар Жумагалиев. Данная дорога будет четырехполосной, с асфальтобетонным покрытием и разделительным барьерным ограждением").
Краткое резюме
Итак, выехав из Алматы рано утром 1 мая, мы возвратились в южную столицу поздно вечером 1 июня. Общая длина обратного пути составила 3045 миль = 4900 км. А всего я накатал за этот месяц, включая поездки из Лесного в Сураж, Минск и Гомель, 7162 мили = 11 524 км. То есть, свою обычную годовую норму.
◄– Предисловие
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |