ПРЕЖДЕ, ЧЕМ РУГАТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА…

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №12/2000 журнала Computer Club

Данной публикацией мы завершаем небольшой цикл статей Александра Е. Ляхова о провайдерах и провайдерстве. В рамках этого цикла мы уделили внимание возможным способам подключения к Интернету ("Подключайся к Интернету!" в №10), познакомили вас, друзья, почти со всеми казахстанскими Интернет-провайдерами ("Казахстанские Интернет-провайдеры" в №№9-10), подробно остановились на особенностях выбора "своего" провайдера коммутируемого доступа в Интернет ("Выбрать провайдера - и не ошибиться!" в №11). Заключительная статья интересна тем, что позволяет в несколько иной плоскости рассмотреть традиционно непростые взаимоотношения Интернет-провайдеров и их клиентов.
От редакции

Предисловие

Кто из нас не жаловался на качество обычной телефонной связи? Трески и шумы при разговоре, посторонние голоса в трубке, соединения типа "не туда попали" - не правда ли, привычная картина? Почему же, используя для выхода в Интернет обычную телефонную линию, мы забываем об этих ее неприятных особенностях и все претензии по качеству и надежности связи адресуем только Интернет-провайдеру, а не городской телефонной сети или самим себе (да-да! Перечитайте, например, абзац из статьи "Выбрать провайдера - и не ошибиться!", в котором речь идет о качестве телефонной разводки у вас в доме и внутри офиса/квартиры)? Хоть отчасти восстановить справедливость в данном вопросе и призваны мои скромные заметки.

Телефонные линии - не только для телефонии!

Вполне резонно, что опутавшие за 100 с лишним лет весь земной шар телефонные сети общего пользования (ТСОП или, в английском эквиваленте, PSTN, Public Switching Telephone Network) создавались исключительно для предоставления одноименных голосовых услуг. Сейчас уже трудно себе представить, но даже привычная всем факсимильная связь, что называется, "пошла в массы" только в 1972 году - после принятия японским правительством решения, допустившего использование факсимильной связи по обычным телефонным каналам. Тем не менее даже спустя двадцать лет у наших связистов вполне официально существовал перечень моделей факс-аппаратов, использование которых на всем постсоветском пространстве категорически не допускалось ввиду их несовместимости с устаревшим оборудованием АТС и, как следствие, выхода последнего из строя. А возглавляли тот приснопамятный "черный список" не аппараты фирм "без роду и племени", а модели M-5 и M-900 весьма известной и уважаемой японской компании Murata.

Нечто подобное произошло и с компьютерной связью. Передача данных по телефонным каналам фактически приобрела массовый характер только в 80-х годах с появлением персонального компьютера и телефонного модема. Естественно, что местные телефонные сети сразу стали использоваться как общедоступное средство подключения к глобальным компьютерным сетям, таким как Интернет, ФидоНет, Global One и другие. Вот и получается, что о PSTN уже нельзя говорить только как о телефонной сети, что и проявилось в официальном узаконивании, в том числе, и в Казахстане, термина "сеть телекоммуникаций общего пользования" (СТОП).

Активный Интернет-пользователь хуже болтливой женщины!

Но если бы дело ограничивалось простой перестановкой двух первых букв привычной аббревиатуры… Проблема в том, что телефонная сеть в Казахстане, как и в других республиках бывшего Советского Союза, до 90-х годов строилась исключительно на аналоговом оборудовании АТС и меднопроводных линиях связи. На Западе декадно-шаговые АТС давно уже стали экспонатами технических музеев, у нас же они до сих пор составляют немалую долю от всего станционного хозяйства. Едва ли не в каждом крупном городе Казахстана найдутся АТС, оборудование которых либо уже отметило 50-летний "юбилей", либо близко к этому. Столько же лет эксплуатируется и соответствующее этим станциям кабельное хозяйство. Разумеется, что разработанные тогда, когда ни о чем ином, кроме как о голосовой телефонной связи, не шло и речи, они изначально рассчитывались на вполне определенную будь то электрическую нагрузку или нагрузку по голосовому графику. Скажем, средняя нагрузка на линию, создаваемая одним квартирным абонентом городской телефонной сети, принята у нас равной 100 миллиэрлангам (мЭрл), что соответствует 6 минутам занятости линии в течение 1 часа. Для корпоративных клиентов этот показатель существенно выше - 250 мЭрл, т.е. 15 минут занятости линии в течение 1 часа. Для сравнения, в сетях мобильной (сотовой) связи средняя нагрузка равняется 25 мЭрл.

Но кого из Интернет-пользователей устроит такая норма? - Разве что тех, чье общение с Интернетом сводится исключительно к приему-передаче сообщений электронной почты. Если же вам требуется отыскать в Интернете какую-нибудь нетривиальную информацию, скачать свежий антивирус или другую полезную программу, пообщаться в онлайне с другом, находящимся за тысячи километров от тебя, тут уж, сами понимаете, и одним часом порой не обойдешься. Многочасовому занятию телефонной линии нередко "способствует" и низкая скорость передачи по коммутируемым телефонным линиям, даже с использованием современных модемов стандарта V.90, рассчитанных по максимуму на 56 Кбит/с. Вот и получается замкнутый круг: пользователи перегружают и без того низкоскоростные телефонные каналы, а низкие скорости передачи увеличивают и без того длительное время занятия каналов, приводя к еще большей перегрузке сети.

Не способствует нормальной работе городских телефонных сетей и радиально-узловой принцип их построения, а также то, что любая АТС обслуживает гораздо больше абонентов, нежели имеет исходящих соединительных линий к телефонным узлам. Например, одним из нормативных показателей для АТС является число отказов в соединении в часы наибольшей нагрузки (ЧНН). Так вот, этот норматив предусматривает одновременную работу каждого седьмого абонента станции при продолжительности разговора не более 6 минут. На практике это означает, что даже небольшое число одновременно "севших на Интернет" пользователей могут парализовать работу конкретной АТС.

Почему телефонисты так не любят "интернетчиков"

Из всего вышесказанного следует, что пользователи компьютерных сетей являются для операторов сетей общего пользования незапланированной и нежелательной категорией абонентов, поскольку невозможно в одночасье изменить характер и структуру СТОП. Широко известен такой случай. Когда несколько лет назад компания AT&T первой объявила о предоставлении свободного доступа в Интернет за небольшую фиксированную плату (18 долларов США), это вызвало такой большой приток пользователей, что на телефонной сети AT&T стали возникать массовые отказы в соединении. В подобных случаях, когда телефонные операторы и провайдеры Интернета - разные организации (а это как раз типично для Казахстана), претензии телефонных абонентов к своим операторам связи могут вызывать вполне объяснимые конфликты между последними и Интернет-провайдерами.

Неплохим решением разгрузки общедоступных каналов связи мог бы стать переход операторов связи и крупных корпоративных пользователей на современные цифровые технологии проводного доступа - xDSL (Digital Subscriber Lines), позволяющие по обычной медной витой паре обеспечивать скорость передачи данных до нескольких Мбит/с. Другое дело, что до массового спроса на эту достаточно дорогую услугу еще далеко, соответственно, единичны и предложения со стороны операторов. Так, в Казахстане единственный оператор ADSL-подключения - это Kazakhstan Online, являющийся подразделением ОАО "Казахтелеком". Как говорится, не густо…

Вывод

Друзья, прежде, чем ругать своего Интернет-провайдера за низкое качество связи, убедитесь, насколько это в ваших силах, что проблема не в настройках вашего компьютера, характеристиках вашего модема и качестве телефонной разводки на вашей стороне, не в типе и годе выпуска обслуживающей вас АТС и характере ее соединения с городской телефонной сетью… Ведь, как показывает опыт, именно эта цепочка, а не конкретный провайдер, бывает виновата в 90 случаях ваших проблем со связью из 100 ;-)

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама