Классика в рок-преломлении

© Александр ЛЯХОВ

Заметки для программы "Классикомания с Лилей Калаус" на "Радио Classic"

ЛИЛЯ КАЛАУС и АЛЕКСАНДР ЛЯХОВ С Лилей Калаус мы знакомы более десятка лет, со времён её "Бестиария". И все эти годы я не перестаю восхищаться самыми разными гранями её таланта и неиссякаемой энергией, с которой она, профессиональный филолог, не только пишет замечательные стихи и прозу, но ещё и занимается графикой и компьютерной живописью, пытается не дать умереть окончательно журналу и порталу "Книголюб", продюсирует и сама ведёт программы на радио и телевидении…

Вот почему когда Лиля пригласила меня в свою "Классикоманию", я с радостью согласился! Благо предложенная ею тема - классика и рок - мне особенно близка, ведь к пониманию классической музыки я, человек, выросший в сельской местности, вдалеке от филармоний и больших концертных залов, пришёл именно через рок-музыку.

Данный текст представляет собой своеобразную шпаргалку, которую я написал для себя, готовясь к передаче. И хотя во время записи, которая состоялась 23 июня 2015 года, я почти не заглядывал в неё, она всё равно помогла мне в общении со строгим экзаменатором :-)

P. S. В эфире "Радио Классики" передача прозвучала 9 июля и была повторена 12 июля. После чего запись нашего дуэта ушла в архив программы, но, к сожалению, быстро оттуда исчезла. Надеюсь, она ещё вернётся, - и мы все сможем послушать её…

КЛАССИКА И РОК

Рок-музыка, как полноценное музыкальное направление вслед за джазом и блюзом, зародилась в 50-х годах в США, а символом рок-н-ролла до сих пор остаётся композиция Билла Хэйли Rock Around the Clock (1954). Через пару лет взошла звезда Элвиса Пресли с его рокабилли, а к концу десятилетия волна популярности нового стиля достигла Старого Света.

В отличие от Америки, в Европе в рок-музыку приходили не только с улицы: многие рок-музыканты имели классическое музыкальное образование. Так, Королевскую академию музыки в Лондоне окончили такие известные впоследствии исполнители и композиторы, как Элтон Джон, Клифф Мастертон, Карвин Эллис (фронтмен группы Colorama) и другие. И было бы странно, если бы они напрочь отвергли всё, чему их учили в школах и консерваториях.

Я даже не буду рассматривать творчество легендарной "ливерпульской четвёрки", чьи композиции Yesterday или Eleanor Rigby с полноправным звучанием струнного квартета (две скрипки, альт и виолончель) можно смело относить к лучшим образцам классической музыки! Обращусь сразу к другим группам и исполнителям…

И начну с британской группы Procol Harum, чья композиция A Whiter Shade Of Pale с одноимённого дебютного (12 мая 1967 года) сингла мелодически перекликается с "Песней о корабле" Эдуарда Артьемьева, лёгшей в основу саундтрека (звуковой дорожки) кинофильма Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974).

Впрочем, и Гэри Брукер, клавишник Procol Harum, не скрывал того, что при написании "Белее бледного" заслушивался классическими сочинениями Иоганна-Себастьяна Баха – хором из кантаты Wachet auf, ruft uns die Stimme ("Проснитесь, голоса зовут нас!", BWV 140), одноимённой хоральной прелюдией (BWV 645) и сюитой для оркестра №3 Ре-мажор (Air, BWV 1068).

Пьеса для лютни того же Баха Bourée вдохновила лидера и флейтиста британской группы Jethro Tull Иэна Андерсона включить её в собственной аранжировке в альбом Stand Up (1969).

Не остался без внимания рок-музыкантов и великий соотечественник Баха – Людвиг ван Бетховен, чья Symphony No. 5, Op. 67 превратилась в хит Beethoven five – Oh! в исполнении американской инструментальной группы The Ventures. Группа эта, кстати, регулярно звучала на советском телевидении, поскольку её композиция Vibrations из альбома 1967 года Super Psychedelics использовалась в качестве музыкальной заставки передачи ЦТ "Международная панорама".

Фортепианная пьеса ван Бетховена Für Elise вдохновляла многих рок-музыкантов. В качестве примера приведу композицию "К Элоизе" российской группы "Наутилус Помпилиус" и Blues For Elise экс-гитариста немецкой металлической группы Accept Вольфа Хоффманна.

Другой известный пример обращения рок-гитариста к клавишной классике – исполнение Джимми Пейджем, экс-гитаристом легендарных Led Zeppelin, одной из фортепианных миниатюр Фредерика Шопена, а именно – Prelude No. 4 in E minor Op. 28.

В том же 1969 году, что и упомянутый выше Stand Up, вышел дебютный альбом голландской рок-группы Ekseption, на котором можно слышать и Бетховена (The 5th), и Баха (Air), и Арама Ильича Хачатуряна ("Танец с саблями"), и Мануэля де Фалью (Ritual firedance), и Камиля Сен-Санса (Dance macabre opus 40)… Голландцы, главными творческими единицами которых были трубач с консерваторским образованием Рейн ван ден Брук и клавишник и композитор Рик ван дер Линден, и далее неоднократно обращались в своём творчестве к лучшим образцам классической музыки.

Одной из первых по-настоящему удачных попыток рок-музыкантов обратиться к крупным формам стал концертный альбом британской рок-группы Emerson, Lake & Palmer Pictures at an Exhibition, представляющий собой запись их выступления в Ньюкасле в марте 1971 года. Уже по названию несложно догадаться, что источником вдохновения для музыкантов стал цикл фортепианных пьес Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки".

Что касается ELP, то она считается одной из первых супергрупп, поскольку все её участники пришли в неё, будучи очень известными музыкантами. Так, гитарист Грег Лейк прославился в составе группы King Crimson, ударник Карл Палмер – в Crazy World of Arthur Brown и Atomic Rooster, а клавишник Кит Эмерсон ранее играл в группе The Nice, которая одной из первых стала выступать на одной сцене с симфоническим оркестром, а также включала в свои композиции фрагменты таких классических произведений, как симфония №9 "Из Нового света" Антонина Дворжака, "Карельская сюита" Яна Сибелиуса или "Бранденбургский концерт" И.-С. Баха.

Не могу не отметить несомненный рок-музыкальный характер оркестровой пьесы француза Мориса Равеля Bolero. Кстати, 14 февраля 1984 года на зимней Олимпиаде в Сараево британские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин завоевали золотые медали, блестяще исполнив произвольный танец, поставленный на музыку "Болеро". И да простят меня музыкальные пуристы (им я оставил ссылку выше), но из множества существующих версий исполнения "Болеро" я выбрал, пожалуй, одно из самых необычных - музыкантов Wiener Cello Ensemble 5+1.

А вообще, симфонический характер отличает творчество многих моих любимых групп. Это и приезжавшие к нам в Алматы девять лет назад дедушки хард-рока - Deep Purple, ещё в далёком 1969-м записавшие с оркестром трёхчастную сюиту April.

Это и Queen с Фредди Меркьюри, без волшебного голоса которого невозможно представить звучание таких вещей, как Bohemian Rhapsody, Innuendo или We Are The Champions.

И, конечно же, это Pink Floyd, каждый альбом которого, начиная с The Dark Side of the Moon (1973), представляет собой не просто собрание композиций на одном диске, а концептуальное музыкальное полотно. Не случайно живые выступления Pink Floyd с использованием слайдов и видеоклипов, проецируемых на большой круглый экран, лазеров, пиротехники, надувных шаров и фигур, превращали их концерты в незабываемые шоу! Вот почему вишенкой на торте я поставлю именно их композицию Wish You Were Here!

А вообще, на эту тему говорить можно очень и очень долго…

КЛАССИКОМАНИЯ

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама