|
КАК Я СТАЛ ГРАФОМАНОМ
Александр ЛЯХОВ: Моё виртуальное, как сказали бы сейчас, общение с редакциями центральных (читай: московских) журналов и издательств продолжалось около 3-х лет – с 1987 по 1989 год. Тогда я ещё тешил себя надеждой войти в Большую литературу с парадного входа и, когда прочёл в одной из газет, что Юрий Нагибин, этот великий писатель, не дожидаясь, когда государство само издаст полное собрание его сочинений, впервые в СССР издал ПСС (11 томов!) за свой счёт, мне это показалось равноценным тому, чтобы повесить себе на грудь медаль или орден, которым тебя не награждали…
Да, примерно года с 1985-го, пользуясь тем, что под рукой всегда была компьютерная техника в комплекте ЦП+НЖМД+АЦПУ+РМО (старые айтишники поймут), я регулярно печатал и раздавал друзьям и подругам свои "самиздатовские" творения. Но мне-то хотелось признания от мэтров и редакторов – от тех, чьё мнение в вопросе "публиковать или нет" было решающим! И именно Нагибин первым помог мне понять, что для автора главное – его собственное мнение! Ну, а затем мне на глаза попалась статья "Если вдруг оказался Блок…" и… я успокоился! Когда же мне отказал в таланте ещё и алма-атинский журнал "Простор", я продал электромеханическую пишущую машинку "Ятрань" поселившемуся по соседству кинорежиссёру Дарежану Омирбаеву и навсегда ушёл из Большой литературы ;–)
Письмо №1 из журнала "Юность"10 августа 1987 г. Здравствуйте, Александр Егорович! А.Д.Дементьев в отпуске. Уезжая, он поручил нам прочесть Ваши стихи и написать Вам. Мы прочли стихи. Впечатление очень неровное: хорошая строчка соседствует со слабой, точность – с небрежностью, своё слово – со штампом. Порою встречается надуманность. Вот "Моя звезда": "Моя звезда горит в бездонном мраке, кому-то слабо освещая путь, а я в цилиндре чёрном и во фраке пытаюсь свой удел перешагнуть". Какой фрак? Какой цилиндр? "Удел" не перешагивают… Стихи – не зарифмованные общеизвестные истины: "Да, у войны не женское лицо". Все рассуждения здесь ничего нового не добавляют и не раскрывают по-новому уже известную тему… Всё это – признаки непрофессиональной, "любительской" работы, невысокой взыскательности по отношению к своему творчеству. Вот её-то, взыскательности и хочется пожелать Вам. Рукопись возвращаем. С уважением, Н.Новиков, отдел поэзии НОВИКОВ Николай Георгиевич (1930-2008) – см. на сайтах Bard.ru и "Биография.ру"
Письма из "Литературной газеты"
При ответе ссылайтесь на наш № 019620 Уважаемый тов. Ляхов! Из присланной Вами подборки мне понравились многие фразы, "Смеховсячина", неплохо, легко, с точной интонацией написаны и пародии. Сейчас Ваша подборка находится на рассмотрении в отделе и, будем надеяться, отдел отберёт кое-что для публикации. К сожалению, Вы скупо написали о себе. Сообщите, пожалуйста, побыстрее и на моё имя, свои имя и отчество, место работы, должность, профессию, если можно, более подробный почтовый адрес (последнее не обязательно). С уважением. Литконсультант "Клуба ДС" И.Лобановская
При ответе ссылайтесь на наш №037253 Уважаемый Александр Егорович! Спасибо Вам за оперативный ответ. Пока, к сожалению, ничего не могу сообщить о судьбе Вашего произведения: надо ещё немного подождать. Вы не написали, пробовали ли печататься в других изданиях. Нужно пробовать обязательно, ведь Вы, наверное, пишете немало. Это не значит, что нам теперь не стоит писать, безусловно, стоит, но не надо этим ограничиваться. С уважением. Литконсультант "Клуба ДС" И.Лобановская
При ответе ссылайтесь на наш №059917 Уважаемый Александр Егорович! К сожалению, выполнить Вашу просьбу мне не удастся: передать Ваш сборник на рецензию поэту или критику я не смогу, и причин для этого слишком много. Если есть необходимость в такой рецензии (а по Вашему письму чувствуется, что есть), попробуйте послать свои произведения на адрес Литконсультации Союза писателей СССР (121069, Москва, ул.Герцена, 53). Как правило, там консультируют члены Союза писателей СССР, известные поэта и прозаики, и рецензию оттуда Вы должны получить развёрнутую, квалифицированную, именно такую, какая Вам сейчас нужна. С уважением. Литконсультант "Клуба ДС" И.Лобановская ЛОБАНОВСКАЯ Ирина Игоревна (род. 10 июля 1949 г.) – см. на сайте "Московские писатели"
Письмо из Литконсультации СП СССРИсх. №511 от 19.05.89 г. Уважаемый Александр Егорович! Я внимательно прочитала Ваши стихотворения и в целом они мне понравились. На мой взгляд, Вы человек не без способностей, думающий, умеющий образно мыслить. Но из этого, вовсе не следует, что Ваши стихи совершенны и не вызывают никаких критических замечаний. Именно потому, что Вы человек одарённый, спрос с Вас должен быть велик. Вы плохо работаете над стихами. Скажем, ритмические сбои в Ваших строках, из–за которых смещаются ударения в словах – привычное дело. Например:
Снежинка нежная нежданно В этой строфе ударения смещены сразу в двух словах: "словно" и "моего". В рамках Вашего стихотворного размера надо произносить "словнО", "моЕго". Фразы (за очень редким исключением) Вы строите грамотно, у Вас богатая лексика и т. д. – так что в неграмотности Вас не упрекнёшь. Так как же Вы можете навязывать читателю это жуткое "моёго"?! Скорее всего, это спешка, торопливость, привычка не придавать значения тому, что Вы считает мелочами. Стихотворение "Снежинка", из которого взята эта строфа, само по себе довольно вялое и малоинтересное, оно гораздо ниже Ваших возможностей, так что "моёго" в нём, как говорится, особой погоды не делает, хотя и ужасно режет слух. Но как быть со стихотворением "Талант пробьёт себе дорогу", которое было бы одним из наиболее удачных стихотворений в Вашей подборке, если бы не уродующие его ритмические сбои?! Как рядом с такими хорошими, запоминающимися строчками, как
У наглости свои резоны, уживаются бесконечные "если"? Вам нередко изменяет чувство композиции: мысль уже закончилась, а стихотворение всё длится и длится, как бы пробуксовывая на месте. На мой взгляд, стихотворение "Талант пробьёт себе дорогу…" заканчивается на приведенной выше строфе. Следующая строфа – лишняя. В ней Вы сбиваетесь на нравоучительную интонацию, объясняя читателю, что надо делать, а чего делать не следует. Поэзии это претит. Причём всё это же самое Вы успели сказать в предыдущих строфах без всякой назидательности. Замечу ещё, что последняя строка последней строфы – откровенная банальность. Стихотворение "Невеста" на самом деле начинается со второй строфы, в первой Вы нагромоздили сравнения, которые ничего не добавляют к смыслу сказанного в последующих строфах, но изрядно запутывают читателя, сбивают его с толку. Неудачно стихотворение "Дон Кихот". Оно вторично, ход мысли в нем банален. И всё оно, в общем–то, свелось к вольному пересказу книги Сервантеса. Примерно то же самое можно сказать и о стихотворении "Русь ушедшая". В таких стихах, как эти, не слышно Вашего собственного голоса, не видно Вашей поэтической индивидуальности. Вы в них повторили много раз повторенное. Если говорить о возможности публикации Ваших сочинений, то, наверно, в редакции можно было бы попробовать предложить следующие: "Талант пробьёт себе дорогу" (с доработками), "Деревенское кладбище", "Невеста" (без первой строфы), "Если женщина не права…", "Мужчины", "Воспоминание о никогда не звучавшей музыке", "Памяти Александра Башлачёва". Если как следует поработать над другими стихами, то этот список можно было бы расширить. Попробуйте обратиться в альманах "Истоки", который выпускает издательство "Молодая гвардия". Он публикует сочинения начинающих и, как правило, ранее не печатавшихся авторов. От всей души желаю успеха.
С уважением. ВИРТА Марина Ильинична (род. 31 декабря 1945 г.) – сборник стихов "Снежная суббота" ("Советский писатель, 1986)
Письмо в журнал "Юность"Здравствуйте, уважаемый Андрей Дмитриевич! Извините, ради бога, что я обращаюсь непосредственно к Вам, но так уж вышло, что года полтора назад я посылал на Ваше имя в "Юность" свои стихи и хотя получил ответ, но не от Вас (Вы были в отпуске), а от Н.Новикова (к сожалению, не знаю ни имени-отчества, ни должности в редакции). Честно говоря, с той суровой оценкой, которой было удостоено моё творчество, я не спорил тогда и не собираюсь сейчас. В целом, выражаясь казённым языком канцелярских отписок, "критика признана правильной". Однако с той поры прошёл срок немалый (а для творчества в особенности), и эта оценка может измениться (хочется верить, в лучшую сторону). По крайней мере, вместо сырой и непричёсанной рифмованной массы моего прошлого послания на сей раз я отобрал настолько строго, насколько это возможно по отношению к самому себе, 28 стихотворений. Далее судить их Вам, Андрей Дмитриевич. Хорошо понимаю Вашу занятость и всё-таки очень прошу, чтобы это сделали именно Вы, Поэт. При всём моём уважении к работникам редакции, пожалуйста, не сочтите мою просьбу излишней. Очень коротко о себе. 26 лет, инженер–электроник. Помимо стихов, пишу юмористическую всячину ("рога и копыта", афоНАризмы, пародии и эпиграммы и пр.). До свидания. С огромным уважением, А.Ляхов
Письмо №2 из журнала "Юность"11.10.1989. Уважаемый тов. Ляхов! Прочитали присланные Вами стихи. К сожалению, отобрать подборку для публикации не удалось. Внутренний конкурс в журнале чрезвычайно жёсткий. Даже из добротных рукописей, а их почта приносит нам сотнями, мы можем опубликовать за год только несколько десятков – наиболее достойных, наиболее отвечающих требованиям дня и художественным традициям журнала. Поэтому огорчать авторов отказом приходится гораздо чаще, чем радовать сообщением о готовящейся публикации. Всего Вам доброго. А.Самарцев, Отдел поэзии САМАРЦЕВ Александр Давидович (род в 1947 г.) – см. на сайтах "Лица русской литературы" и "Журнальный зал в РЖ"
Письмо из журнала "Огонёк"25.I.90 года. Уважаемый товарищ Ляхов! Если говорить о самой тематике Ваших стихов, то она актуальна. Но, увы, художественный уровень написанного невысок, что и делает невозможным разговор о публикации Ваших произведений в центральном журнале. Главные претензии к многочисленным проходным строчкам, дежурным образам и сравнениям. Вот Вы пишете, например:
— Вы, уходя, не хлопайте дверьми, Но это же и есть типичный литературный штамп, избитый образ, давно потерявший свою поэтическую силу. Или Вы говорите:
— Умейте посмеяться над собой, Но это такой же штамп, как и в первом случае. Всё это много раз было в поэзии. А для того, чтобы написать по-настоящему хорошее стихотворение, важно вырваться из заколдованного круга избитых образов и сравнений, найти зримую, запоминающуюся деталь и через неё передать своё настроение. Жаль, но таких деталей и образов у Вас практически нет, что и делает стихи непрофессиональными, вынуждает меня вернуть Вам рукопись. С уважением, Литературный консультант журнала "Огонёк" Леонид Володарский. ВОЛОДАРСКИЙ Леонид Александрович (род. 29 апреля 1950 г.) – см. на сайтах Bard.ru и его автобиографию на сайте Litrabank
Письмо из издательства "Молодая гвардия"
26 мая 1990 г. Уважаемый Александр Егорович! Ваши стихи, присланные в редакцию альманаха "Истоки" в конце прошлого года, не прошли творческий конкурс на публикацию. В дальнейшем имейте в виду, что центральные редакции принимают на рассмотрение рукописи только в первом машинописном экземпляре. Всего доброго. Стихи возвращаем. Старший редактор Г.Рой РОЙ Галина Вячеславовна (1936-2007) – более 30 лет возглавляла редакцию молодёжного литературного альманаха "Истоки". См. на сайте "Литературной газеты"
Ответ из Литературного института имени А.М.ГорькогоУважаемый товарищ Ляхов А.Е. Ваши произведения, поступившие на творческий конкурс Литературного института им. А.М.Горького, рассмотрены Приёмной (Конкурсной) комиссией (протокол №4 от 25 мая 1990 г.) и не получили одобрения. Рукописи, присланные на конкурс, не возвращаются, рецензии и отзывы не высылаются.
Ответственный секретарь Приемной (Конкурсной) комиссии (подпись неразборчива)
Письмо из журнала "Простор"31 января 1991 г. Уважаемый Александр Егорович! Жаль, что Вы [не] зайдёте в редакцию – Вы ведь алма–атинец. Но, очевидно, командировка Ваша и впрямь длительная. Отправляю рукопись по алма–атинскому адресу – она нам не подошла: стихи сыроваты, прозаичны. С уважением, В.Антонов, зав. отделом поэзии АНТОНОВ Валерий Александрович (род. в 1933 г.) – поэт и переводчик, с 1962 по 2003 год возглавлял отдел поэзии журнала "Простор"
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|