События 2011 г. по месяцам и темам |
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
Президент | Правительство | Парламент | Память | Главные события года |
02.02.2011 / 18:19 Ушла из жизни известный казахстанский кинорежиссер Дарига Тналина АЛМАТЫ. 2 февраля. КАЗИНФОРМ - В Алматы на 89 году жизни ушла из жизни Отличник кинематографии СССР, член Союза кинематографистов СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана, известный кинорежиссер Дарига Тналина. Дарига Тналина - ученица Александра Довженко, которую мэтр назвал первой женщиной-режиссером советского Востока. Она начинала свой путь в большое кино в годы войны в Центральной объединенной киностудии. Творческие успехи Дариги Тналиной отмечал Иван Пырьев, ей целовали руку Федерико Феллини и Ив Монтан, она сидела за одним столом с Мао Цзэдуном и Ахмедом Сукарно. Революционер по натуре, Дарига Тналина хотела и умела снимать не только сказки со счастливым концом, что не просто не приветствовалось, а было категорически запрещено. Дарига Тналина прошла долгий творческий путь, из них много лет - на Мосфильме, где работала с мэтрами советского кино. Этот опыт позволил ей самостоятельно снимать кино. В дальнейшем выдающийся кинематографист Казахстана внесла большой вклад в дубляж фильмов золотого фонда мирового и советского кино на казахском языке. Эта работа Д.Тналиной способствовала сохранению и развитию литературного казахского языка в период СССР. Прощание с кинорежиссером состоится в пятницу, 4 февраля, на киностудии «Казахфильм». Черно-белое кино" Так называется книга, которую в Алматы представила Дарига Тналина. Ученица Александра Довженко, которую мэтр назвал первой женщиной-режиссером советского Востока, она начинала свой путь в большое кино в годы войны в Центральной объединенной киностудии 22.01.2008 / культура и спорт "Хабар", 21 января Так называется книга, которую сегодня в Алматы представила Дарига Тналина. Ученица Александра Довженко, которую мэтр назвал первой женщиной-режиссером советского Востока, она начинала свой путь в большое кино в годы войны в Центральной объединенной киностудии. На страницах ее книги оживает целая эпоха: жестокий 1937-й, Великая Отечественная война, тяжелейшие годы после нее. Семья старшей сестры Дариги Тналиной, в которой воспитывалась девочка, была благополучной и очень интеллигентной. В их дом часто приходили молодые писатели, поэты и музыканты. Они читали стихи и обсуждали оперы Брусиловского. Мир искусства переливался такими необыкновенными красками, что Дарига уже не представляла, как можно жить вне этого мира. Только актриса! В театрально-художественном училище Алматы, которое тогда возглавлял Ахмет Жубанов, не возражали… Все рухнуло в 1937-м. Арестовали и сестру, и ее мужа. Его расстреляли через три месяца вместе с Сакеном Сейфуллиным. Сестра вернулась из КарЛага спустя пять лет. Дарига оказалась на улице. Девушку приютила семья брата Сакена Сейфуллина. А уже в 1938-м она уезжает во ВГИК – институт кинематографии набирал студентов в интернациональную мастерскую. Учится и живет в одном общежитии с Нонной Мордюковой, в числе сокурсников Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Инна Макарова. Дарига играет одну из главных ролей в фильме Марка Донского "Романтики". А потом война… Молодая актриса возвращается на родину, на Центральную объединенную киностудию. Через несколько лет после победы личная трагедия заставляет ее покинуть родные края. Она уезжает в режиссерскую мастерскую Александра Довженко. И вновь в ее окружении будущие мастера большого кино: Параджанов, Абуладзе, Ходжиков. Дарига Тналина, отличник кинематографии СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана: - Режиссером рождаются, режиссер не просто появляется. Надо многое прочувствовать, многое пережить, многое понять. А в основном быть сыном и дочерью своего народа. Творческие успехи Дариги Тналиной отмечал Иван Пырьев, ей целовали руку Феллини и Ив Монтан, она сидела за одним столом с Мао Цзэдуном и Сукарно. Интереснейшая судьба, но… в одном из интервью Дарига Байжумановна сказала, что ее творческая жизнь не состоялась. Дарига Тналина, отличник кинематографии СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана: - Я мечтала сделать фильм, я видела великих людей, я видела, как великие люди создают фильмы… 22 года я проработала на "Мосфильме", я снимала во всех союзных республиках, но почему-то в своей республике свой профессионализм, свою любовь, свое понимание кино и мои все труды… как-то не оправдалось. Революционер по натуре, она хотела и умела снимать не только сказки со счастливым концом, что не просто не приветствовалось, а было категорически запрещено. Проработав с великими мастерами, она не была востребована на родине, потому что принципиально не называла шедевром то, что и отдаленно его не напоминало. Любовь Шашкова, соавтор, член Союза кинематографистов Казахстана: - Здесь, в Алматы, к сожалению, какие-то попытки сделать свой художественный фильм, к чему она готовилась в такой мастерской, ей не удалось. Она документальное кино делала, она прекрасный мастер дубляжа. Мне никогда не были нужны карьера, почести и богатства. Душа болела за судьбу моего народа. Народа великого и очень талантливого, - говорит Дарига Байжумановна. Все, что не удалось снять на пленку, она перенесла на страницы своей книги. Книги про наше черно-белое кино. И про ее черно-белую жизнь. Буквально полтора месяца не дожив до своего девяностолетия, ушла из жизни Дарига Байжумановна Тналина, первая казахская женщина – профессиональный кинорежиссер, отличник кинематографии СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана. Ее дипломный документальный фильм «Коневоды Казахстана» вызвал всеобщие аплодисменты, за документальный фильм «На просторах Казахстана» съемочная группа вместе с Даригой Тналиной представлялась к Сталинской премии. Ее творческие удачи на «Мосфильме» отмечал Иван Пырьев, ее принимали в своем доме Тамара Макарова и Сергей Герасимов, ей целовали руку Феллини и Ив Монтан, она сидела за одним столом с Мао Дзэдуном и Сукарно, беседовала с Брежневым. Она участвовала в московских и многих зарубежных кинофестивалях, объехав полмира. Будучи режиссером студии «Казахфильм», снимала художественные и документальные ленты, стала непревзойденным мастером дубляжа. Жизнь Дариги Тналиной была богата на дружбу и встречи с известными деятелями культуры, среди них Абдильда Тажибаев и Ахмет Жубанов, Ильяс Омаров и Евгений Брусиловский, Шакен Айманов и Нургиса Тлендиев, Султан Ходжиков и Мажит Бегалин, Юрий Домбровский и Олжас Сулейменов, Гульфайрус Исмаилова и Евгений Сидоркин, Гульжахан Галиева и Роза Багланова. Но это внешнее, видимое полотно жизни Дариги Байжумановны Тналиной, внутренний драматизм которой знают лишь очень немногие близкие люди. Известная писательница, общественный и государственный деятель Алтыншаш Жаганова, которую с Даригой Тналиной связывала более чем полувековая дружба, говоря о необыкновенной силе личности Дариги Байжумановны, заметила, что она напоминала ей образ из толстовского «Хаджи Мурата» – куст репея, всеми корнями своими вцепившийся в родную землю. Цветущий редко, но удивительно красивым цветом, умеющий защищаться очень острыми колючками, но имеющий и благодатные лечебные свойства, для тех, кто о них знает. И какое бы тяжелое колесо не переезжало его, он снова гордо выпрямляется у дороги. Жестокое колесо времени с самых молодых лет не щадило Даригу Тналину. Все трагедии ХХ века сошлись в ее судьбе, которая сама могла бы стать основой захватывающего фильма. К счастью, историю своей жизни Дарига Байжумановна успела рассказать в документальной книге «Черно-белое кино» (2007). ВГИКовский курс был набран со всего Советского Союза, и уже на втором курсе ей предложили роль чукотской девушки Тинь-Тинь в фильме Марка Донского «Романтики». Но началась война, уже осенью Москву стали страшно бомбить. В начале 1942 года она вернулась в Акмолинск, стала работать инструктором в отделе культуры, организовывала выступления местных и эвакуированных артистов перед бойцами, в госпиталях. Министр культуры Ильяс Омаров помог ей вернуться к избранной профессии – поступить в Центральную объединенную киностудию (ЦОКС), что стало для нее хорошей и жизненной, и профессиональной школой. День и ночь в студии не прекращалась работа. Открылся дубляжный цех, делавший некоторые картины на казахском. Студия документального кино ежедневно получала с фронта отснятые сюжеты, которые тут же монтировались в киносборники. Ее назначили ассистентом режиссера на фильм «Толеген Тохтаров», который снимала Вера Строева. Впервые она увидела в работе женщину-режиссера. В доме Льва Варшавского, где собирался цвет военной Алма-Аты, она впервые увидела Эйзенштейна, услышала о его методе работы над картиной и побывала в массовке снимавшегося «Ивана Грозного». Творческая атмосфера была и в приютившем ее доме Абдильды Тажибаева. Здесь бывали не только многие казахские писатели, поэты, но и эвакуированные московские знаменитости – Шкловский, Эренбург, Паустовский. Между тем приняли сценарий М. Ауэзова «Песни Абая». Даригу утвердили на роль молодой жены поэта Еркежан. Претенденток было несколько, но Мухтар Омарханович выбрал ее. Даригу после защиты диплома во ВГИКе, которым стал замечательный документальный фильм «Коневоды», оставили на «Мосфильме», где она стала специалистом по Востоку – снимала в Киргизии, Туркмении, Казахстане. О каждом из снятых тогда фильмов – «Салтанат», «Опасное задание», «Илья Муромец», «Далеко в горах» – она могла рассказывать с яркими подробностями, которые хранила ее цепкая кинематографическая память. Память настоящего режиссера – на лица, детали, крупные планы. Она была известна на «Мосфильме», ее фотография висела на Доске почета, режиссеры сами рекомендовали ее друг другу. Она работала, не заботясь, кем впишут ее в титры. Важно, что она при деле, что набирается опыта, что из картины в картину растет, чтобы когда-нибудь снять свой фильм на родине. Но все оказалось не так просто. В художественном кино республики утвердиться ей не удалось. Но чем она по-настоящему гордилась, так это своим участием как члена художественного совета студии в отстаивании картины своего ВГИКовского однокурсника Султана Ходжикова «Кыз-Жибек», ставшего сегодня национальной классикой. Народная художница республики Гульфайрус Исмаилова, работавшая на этом фильме главным художником, рассказывает: – В том, что нашу картину не дали испортить, большая заслуга Дариги Тналиной. Она работала с нами на площадке, ставила речь актерам и видела всю картину изнутри. А в чем фильм только не обвиняли – и в хулиганской музыке, и в легкомысленных костюмах, и актриса у нас не та была в главной роли. В общем, шли нешуточные битвы, закончившиеся инфарктом главного режиссера. Но как истинный профессионал, Дарига Байжумановна умела отстаивать свою точку зрения и очень нам помогла. Она помогла мне и в начале моего кинематографического пути, когда я начала сниматься в фильме «Алитет уходит в горы». Она вообще была очень преданным в своей любви и дружбе человеком. Большая дружба связывала ее и с моим мужем – народным художником республики Евгением Сидоркиным. Он любил ее приходы в наш дом, которые всегда превращались в праздник – праздник творческого общения. И еще – мы с ней очень любили петь и умели это делать, потому что обе этому учились. «Айттым салем, Каламкас» была просто визитной карточкой Дариги и в скромном семейном доме, и на большом официальном торжестве. Скажу еще: она гордилась тем, что и после восьмидесяти могла отплясывать «буги-вуги», которые когда-то танцевала с Раджем Капуром. Удивительная женщина, недооцененный профессионал! В 1964 году Дарига Тналина ушла работать на студию дублирования художественных фильмов. Уже самое количество сделанных ею за 12 лет фильмов поражает, среди них есть замечательные, просто классические работы – будто это снято на казахском языке: «Война и мир», «Багратион». Потому что и работе на дубляже она отдавалась со всею страстью души, вникая во все профессиональные нюансы, не щадя ни себя, ни работающих с ней людей. Она все время училась сама у признанных мастеров, а они учились у нее, кто-то и сегодня с гордостью считает себя ее учениками. А она называла их гордостью казахстанской школы дубляжа: Надию Чумбалову, Кайрата и Майру Абулсеитовых, Мухтара Бахтыгереева, Алтынбека Кенжекова, Фариду и Замзагуль Шариповых, Раю Мухамедьярову, Кулпан Ахметову, Серика Жармухамбетова, Улжан Калдауову, Талапа Султанбекова. Она дала новую жизнь известным картинам «Девушка-джигит», «Ботагоз», «Земля отцов». Я помню, как обрадовалась Гульфайрус Исмаилова, когда смогла снова увидеть себя в фильме «Ботагоз», где она играла главную роль. Плача, благодарила она свою давнюю подругу Даригу Байжумановну. Другим близким человеком стала для Дариги Байжумановны Алтыншаш Жаганова, с которой она познакомилась еще в 50-х годах на Акмолинской студии телевидения. Во взаимной поддержке проходила их жизнь. Свое 85-летие Дарига Тналина встретила, обласканная в доме Алтыншаш Жагановой в Астане. В последние годы жажда творчества вылилась у Дариги Тналиной в создание стихов на казахском языке. Я как-то спросила ее: о чем эти стихи? Дарига Байжумановна отвечала со свойственной ей прямотой. Наверное, ее слова могут быть всем нам напутствием: – Я пишу о том, что Аллах создал меня ни на кого не похожей, строптивой дочерью своего народа. Что мои предки чисты, как сама природа, что в погоне за счастьем я объехала весь мир, но мне так и не удалось поймать его. Да и зачем все сокровища мира, если рядом нет родного человека, опоры души твоей. Поэтому я призываю людей беречь друг друга, беречь свою любовь, любить свой народ и служить его благу. Мне довелось встречаться с нашим Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Я помню его в 1991 году, когда он только вступал на пост Президента. Вся его последующая работа подтвердила большую удачу нашей страны обрести в его лице такого Лидера. Какой-то поэт сравнил жизнь с кинематографом, с черно-белым кино, где черный цвет сменяется белым, где из тьмы рождается свет. Я пережила великие потери. Я видела славу, деньги, встречалась с великими мастерами кино и правителями. Но опорой в жизни мне были великие казахи, чьи имена остались и останутся в истории нашей земли. Что может быть выше счастья художника – достойно сказать о своем народе? Я желаю молодым обрести это счастье, этот свет, рождающийся из вроде бы безнадежной тьмы. Любовь ШАШКОВА