Глава 94. БЕЗ ПРОВАЙДЕРОВ В ИНТЕРНЕТ НИКАК…

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», апрель 2009 г.

В своей предыдущей главе о Казнете я пообещал рассказать о различных типах доступа в Интернет и о так называемых интернет-провайдерах (по-английски - ISP, Internet Service Provider), то есть, компаниях, обеспечивающих нам этот самый доступ. Однако, поразмыслив, я решил прежде посвятить несколько слов компьютерам и компьютерной связи…

На связи - компьютер!

МАШИННЫЙ ЗАЛ IBM-360
 
Так выглядел типичный машинный зал легендарной американской ЭВМ - IBM-360
 
В 1876 году читатели одной из американских газет могли прочесть следующий комментарий в отношении только что сделанного 29-летним преподавателем Бостонского университета Александром Беллом изобретения: "У этого […] слишком много недостатков, чтобы серьезно рассматривать его как средство связи. Это устройство не имеет для нас никакой ценности". Как вы думаете, уважаемые читатели, о каком устройстве шла речь в этом отрывке? Трудно поверить, но - о телефоне! Да-да, том самом телефоне, без которого мы сегодня и не представляем свою повседневную жизнь.

Впрочем, не следует думать, что такое скептическое к себе отношение испытал только телефон. Таково уж свойство человеческой натуры, что всякое новое вынуждено пробивать себе дорогу через нагромождения человеческого непонимания и недоверия. Так было с кино, так было с телевидением и радио, так было и с Интернетом.

Своим появлением Интернет обязан, прежде всего, стремлению людей поставить себе на службу мощные вычислительные возможности компьютера и его способность хранить огромные массивы информации.

Вспомним, что первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) представляли собой огромные многокорпусные устройства, иметь которые могли позволить себе далеко не все промышленные предприятия, технические вузы, научно-исследовательские институты или государственные статистические учреждения. Хотя лично мне в этом отношении повезло: так, в московском Лестехе, где я учился с 1979 по 1984 год, курсовые по программированию мы делали и на легендарной БЭСМ-6, и на более молодой ее сопернице - ЕС-1040, а, работая на "оборонку" в Приозерске и Нуреке, я не понаслышке мог убедиться в мощи "Эльбруса" и "Эльбруса-2".

Понятно, что если по работе или учебе были необходимы данные, находящиеся в базе данных компьютера, расположенного в другом городе, а то и на другом континенте, вставал вопрос: как связаться с этим компьютером, используя существующие телекоммуникации? Именно такую проблему и поручили решить своим ученым в 1962 году американские военные. А уже через 3 года получили первое решение - в виде установленного через тысячу километров прямого соединения между двумя компьютерами: TX-2 в MIT Lincoln Laboratory (штат Массачусеттс) и AN/FSQ-32 в System Development Corporation (штат Калифорния) соединились посредством выделенной телефонной линии на скорости 1200 бит/с. Отсюда и начинается история современного Интернета.

Для того, чтобы лучше понять суть содеянного американскими учеными, предлагаю вам, уважаемые читатели, повторить их эксперимент, что называется, "в миниатюре". Дано: компьютер у вас дома и такой же компьютер у вашего друга. Каким образом наладить пересылку файлов между двумя компьютерами?

Естественно, что первым делом надо определиться со средой передачи. Выбираем то, что всегда под рукой - обычную телефонную линию, идущую от вашей квартиры до ближайшей АТС. Такая же линия идет и от квартиры вашего друга до его АТС, а уж городские АТС тем или иным образом все связаны друг с другом. (Образно говоря, весь земной шар "опутан" одной большой телефонной сетью, поэтому нет разницы, устанавливаете вы компьютерную связь между соседними квартирами или же разными материками…).

Так как компьютер работает с информацией в цифровом виде, а телефонные линии в подавляющем большинстве аналоговые (срочно вспоминаем школьный курс физики!), нужно устройство, преобразующее цифровой сигнал компьютера-передатчика в аналоговый сигнал линии и, соответственно, на приемной стороне - наоборот. Такое устройство называется модемом (здесь и абзацем ниже я даю ссылки на статьи из своей Малой энциклопедии телекоммуникаций) включается между компьютером и телефонной розеткой.

Третьей составляющей простейшей компьютерной связи является сам компьютер, точнее, специальное программное обеспечение (ПО), обеспечивающее удобный дозвон по нужному телефонному номеру, надежное установление связи и безошибочную и быструю передачу данных.

Итак, схема готова: компьютер №1 с ПО ↔ модем №1 ↔ телефонная сеть ↔ модем №2 ↔ компьютер №2 с ПО. Включаем компьютеры и модемы, запускаем программное обеспечение и… начинаем работу. Казалось бы, всё очень просто! Просто? Так, да не так! Но об этом - дальше…

Компьютеры объединяются в сети

КАЗАХТЕЛЕКОМ

ASTEL
 

Итак, друзья, свой ликбез об организации компьютерной связи я прервал на том, что для организации простейшей связи между двумя компьютерами достаточно трех составляющих: 1) телефонной сети как удобной среды передачи данных, 2) специального ПО, обеспечивающего дозвон по нужному телефонному номеру, установление связи и передачу данных, и 3) модема - устройства, согласующего сигналы компьютера и телефонной линии.

Действительно, такая простая схема возможна, пока в связи участвуют лишь два компьютера, объемы пересылки небольшие, вопрос оплаты междугородных и международных звонков не стоит и связь не рвется каждую минуту. Когда же вышеозначенное происходит с точностью до наоборот или речь заходит о корпоративных потребностях в связи, тут-то и появляются такие понятия, как "сеть" и "провайдер".

Ну, если с компьютерной сетью всё более-менее понятно, то задача интернет-провайдера (Internet Service Provider, ISP), то есть компании, предоставляющей услуги доступа в Интернет, заключается в том, чтобы: 1) обзавестись внешним (иногда говорят "магистральным") каналом (а лучше несколькими - для резервирования) в "Большой Интернет" с как можно более высокой пропускной способностью, 2) обеспечить модемный пул достаточной емкости, чтобы у клиентов не было проблемы с дозвоном, и 3) создать высококвалифицированную службу технической поддержки пользователей.

Таким образом, став клиентом одного из интернет-провайдеров, мы получаем возможность использовать его канальные и информационные ресурсы всякий раз, когда нам нужно подключиться к любому из многих миллионов компьютеров Сети. (Не являясь юридически единой сетью, с технической точки зрения Интернет представляет собой объединение провайдерских сетей, разбросанных по всему миру, работающих на базе различных коммуникационных протоколов и связывающих компьютеры всевозможных типов по любой физической передающей среде).

Что касается казахстанских интернет-провайдеров, то их можно разделить на две большие группы: 1) компании, имеющие свои узлы доступа на всей территории Казахстана и, соответственно, позволяющие своим клиентам роуминг (roaming), когда с одним и тем же именем (login) и паролем (password) можно подключаться к интернету в любой точке действия роуминга; 2) компании, предоставляющие локальный (на уровне района, города, поселка или даже деревни) доступ в различных регионах Казахстана.

РЕКЛАМИРУЮ НУРСАТ
 
Об этом рекламном билборде, установленном в октябре 2007 года перед офисом Экибастузского филиала Казкоммерцбанка, мне сообщил тогдашний директор ЭФ и мой хороший друг Павел Ильченко
 
Как правило, компании республиканского масштаба относятся к т. н. первичным провайдерам, т. е. имеющим собственные или арендованные магистральные (обычно спутниковые или волоконно-оптические) каналы связи, компании региональные - к вторичным провайдерам, на этих самых каналах экономящих за счет подключения к провайдерам первичным. А таковыми сейчас в Казахстане являются:

Ну, и нельзя не упомянуть о том, что 24 октября 2007 года в Алматы открылся первый в Республике Казахстан Центр обмена интернет-трафиком, предназначение которого состоит в том, чтобы дать возможность нашим первичным провайдерам обмениваться локальным интернет-трафиком без задействования международных каналов связи. Вот только почему-то за полтора года к пиринговому соглашению присоединились лишь 4 из 9-ти компаний из списка выше…

<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама