|
СВОЙ КРЕСТ
Cвой крест старательно влача, чтоб быть потом на нём распятым, хриплю: "Ну что же вы, р-р-ребяты! Вместо врача мне – палача…" КАК ХОЧЕТСЯ… Кто только б знал, какие страсти в моей бушуют голове! Как, например, мне хочется валяться на свежевымытой траве… Как хочется букет крапивы преподнести любви своей… И, пригласив на кружку пива всех недругов и всех друзей, как хочется в любви признаться мне самым преданным врагам и вдрызг с друзьями разругаться, перчатку бросив к их ногам… Как хочется мне первый снег глотать, плевав на все ангины, и наяву, а не во сне, увидеть райские картины… Как хочется босым и пьяным, с дырявой нищенской сумой уйти в луга, там где туманы меня укроют с головой, или в леса, там где избушка смешливой бабушки Яги, в которой добрая старушка печёт детишкам пироги… Как хочется, забыв приличья и правила дурного тона, менять как маски свои лица – от подлеца и до святого… Как хочется цветком ольхи взлететь, кружась, в весенний воздух… Ну, а ещё – писать стихи и их развешивать на звездах. 1987 *** А может, правда – не судьба играть характерные роли? Мне не досталась роль героя, но не играл я и раба – играл себя, как мог, без грима, пусть переигрывал порой. …Уносит поезд жизни мимо мной не доигранную роль. 1987 *** Мы часто к отступающим строги, их сразу зачисляя во враги, но – вот вопрос: как мы бы поступили на месте их? Вдруг тоже б отступили? И можно ли судить со стороны о трусости и смелости войны? Себя не испытав, имеем ль право решать, кому – позор, а кому – слава? И чем других судить, вовсю трубя, не лучше ль прежде испытать себя… 1987 ТЕЛЕГРАММА HЕ ГОВОРИ ЛЮБОВЬ УШЛА ТАК ЧАСТО МЕЖ ЛЮДЬМИ БЫВАЕТ СЕРДЦА ДРУГ ДРУГУ РАЗБИВАЮТ ПОТОМ СЖИГАЮТ ВСЕ ДОТЛА И ВДРУГ ПРОЗРЕHЬЕ HАСТУПАЕТ ДРУГ К ДРУГУ ТЯHУТСЯ ТЕЛА И ДУШИ ИХ С HЕБЕС СЛЕТАЮТ ДВА ЧИСТЫХ АHГЕЛЬСКИХ КРЫЛА В ЛЮБВИ СГОРАЮЩЕЙ ДОТЛА СТРАШИТ HЕ ПЛАМЯ А ЗОЛА HЕ ГОВОРИ ЛЮБОВЬ УШЛА 1987 ЕСЛИ ЖЕHЩИHА HЕ ПРАВА… Я когда–то прочел слова, не придав им тогда значения: "Если женщина не права, попроси у нее прощения". Годы шли, и не раз, не два я смеялся над шуткой гения: "Если женщина не права, попроси у нее прощения". Hо – как узник в свой смертный час – от сует отрешившись разом, только понял я лишь сейчас суть нелепой как будто фразы. Что мне гадостная молва?! Упаду пред тобой на колени я: если даже ТЫ не права, Я прошу у тебя прощения. 1987 *** Я что–то делаю не так: не так люблю, не в тех влюбляюсь. Я – словно стершийся пятак – от номинала отделяюсь. Hе те слова я говорю и с интонацией не тою. Зола – не тлею, не горю, ни отраженьем, ни звездою. Я что–то делаю не так: не верят мне, и я не верю. Меня целует, но не та, за кем я сам захлопнул двери. Мне все советуют вокруг, что надо делать так и этак. Мой худший недруг – лучший друг. Когда и как случилось это? Я что–то делаю не то: живу безбедно, но бесцельно, сам подаю себе пальто, себе закатываю сцены… Я все стараюсь упростить, а получается так сложно… Стараюсь все и всех простить – прощенье кажется всем ложью. Hе жизнь – сплошная маята. Hаперекор себе и людям, я что–то делаю не так, всё не как все – и будь, что будет… 1987 ЧЕГО Я СТОЮ? Я думаю, что я чего–то стою, – и замки на песке все строю, строю… А ветер и волна их разрушают, словно нарочно строить мне мешают. Я думаю, что я чего–то стою, – и возвращаюсь к жизни холостой я, но – то ли со свободы, то ль с испугу – как лошадь в цирке, бегаю по кругу. Я думаю, что я чего–то стою, – и усложняю самое простое, но, как в грязи, я в сложном вязну, вязну, и с каждым шагом грязь все непролазней. Я думаю, что я чего–то стою, – забыв о том, что греки взяли Трою, о том, что и Кассандра–недотрога, как выяснилось, стоила немного. Я думаю, что я чего–то стою… Осыпанный осеннею листвою, я выхожу из зала к вам на сцену. Чего я стою? – Кто назначит цену? 1987 БАРАH И КОТ История, рассказанная мною, не поразит сюжетною канвою, напротив – до банального проста история Барана и Кота. А началась она с того, однако, что слыл наш Кот известным забиякой, – бывало, вдалеке Барана лишь завидит и налетает на него, как на врага: "Постой, Баран, да у тебя рога! Вчера я их еще не видел… Уж, верно, без Овцы не обошлось. К тому же, говорят, ее начальник Лось…" Так – слово за слово – и понеслось… Баран был нрава кроткого, но все же кто выдержать такое долго сможет? И он решил нахала проучить. Как проучить? Да очень просто! Баран наш был мужчина хоть куда – широк в плечах, недюжинного роста, и в меру талия худа… Короче, все в нем было мило, так удивляться ли тому, что мужу Кошка изменила, рога наставив самому? …А Кот все знай смеется над Бараном. В истории моей мораль проста: глупее нет подобного Кота. Hе та беда, когда с рогами рождены, а та, когда с рогами от жены. 1987 УМЕЙТЕ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ Умейте посмеяться над собой, даже когда вам вовсе не до смеха, когда о камень впору головой, или когда ваш друг вас переехал… Умейте посмеяться над собой. Умейте посмеяться над собой, даже когда ни трещинки в доспехах, когда победа вас ведет из боя в бой, и голова кружится от успехов… Умейте посмеяться над собой. Умейте посмеяться над собой, когда в душе осенний дождь и слякоть или когда подснежник голубой… Лишь тот способен над другими плакать, кто может посмеяться над собой. 1987 ВЕРА Не всякий – поэт, кто напечатан с портретом в профиль или анфас. Не всякий – священнник, кто курит ладан и святость вдалбливает в нас. Не всякий, идущий своею дорогой, идет действительно дорогой своей. Не всякий – верующий, кто верит в Бога. Бывают верующие в чертей. Бывают верующие в неверие (неверие – тоже одна из вер). Но кто ни во что на земле не верует, не человек тот, а изувер. Я мог бы все потерять на свете, остаться в рубище на снегу, но если вера в пути мне светит – душой сломаться я не смогу. Я буду верить в друзей, любимых, в отца и мать, что так верят в меня, в свои радости верить, свои обиды, и в чудо каждого нового дня… Я буду многому верить в мире, даже тому, что нельзя понять: что дважды два – это лишь четыре, хотя иногда так хочется пять! И пусть другие верят другому, а я, хоть сколько б мне не везло, приму на веру как аксиому, что в мире правит добро, не зло. Человечество рвет на себе нервы, веру в лучшее истребя. Я не верю религиям. Боги – неверны. Я верую в веру – в людей и в себя. 1987 *** У смерти нету круглых дат и юбилеев. У смерти только страх и боль утрат, когда в мгновенье матери белеют и жены над могилами кричат. У смерти – серый камень обелисков, букет цветов у Вечного огня, и где–то впереди – далеко ль? близко ль? – предсмертный крик убитого меня… 1987 ШАХМАТНО–ЛЮБОВНАЯ ГОРЯЧКА Моему учителю в шахматах Жангазы Ахметжанову Всё это было будто бы вчера… Была афиша празднична и броска: "Сеанс. Одновременная игра На скольких–то (не помню точно) досках". И ниже: "Шахматистка из Москвы Гроссмейстер Цукерман тире Петрова". Сказал себя я (в смысле, ей): "Иду на вы!", – Без всякого там умысла второго. Я увидел впервые её – и погиб. Как в печи, всё во мне воспылало! Без ума от ума, от руки и ноги… Ну, а с чем мне сравнить тонкой шеи изгиб? – Тут любого сравнения мало. Я помню, что народу было тьма. Все с мыслями в башке и с трезвым взглядом. А я с похмелья жуткого чуть не сошёл с ума, – Буфет помог (по счастью, был он рядом). Пивком залив пожар своей души, Едва успел занять я своё место. В борьбе все средства, впрочем, хороши. А дух пивной – не слабенькое средство! Судите сами, граждане, я даже и не мастер. Я, говоря по–вашему – любитель, дилетант. Но вам признаюсь честно я: Ботвинника три части Я изучил до корочки и понял: я – талант! На первый ход гроссмейстерский конём Я, помню, тоже лошадью ответил, Рокироваться не успев потом, Я тут же оказался под огнём И, помню, даже шаха не заметил. Она играет в шахматы как бог, А я едва переставляю фишки. Цугцванг и мат – печальный мой итог, Хоть я и делал все ходы по книжке. Она фишками двигает с эвонных лет. Обыграть её вряд ли кто сможет. У неё – красота, стройный стан, интеллект, От машины ключи и в Ленкома билет, У меня – лишь морщины на роже. На этом и закончился б сеанс, Но вечером на дне рожденья друга Я вдруг увидел вновь её анфас И вдруг заметил, как всё в ней упруго! Но – Боже мой! – как валенок несмел, Я в туалете прятался сначала И подойти к ней так и не сумел… Она ж меня в упор не замечала. Но так случилось, что совсем случайно Мы оказались рядом за столом, Вели беседу, пили крепкий ром И сразу с ней сошлись необычайно. Когда ж она, хмельная от вина, По–женски жадно на меня косилась, Я предложил ей разыграть дебют слона, – Она на это сразу согласилась! На этот раз я шансы уравнял, Когда, плевав на все её насмешки, Её как бы нечаянно обняв, Я ухитрился снять с доски три крайних пешки. Потом мы пили. Я ещё снимал – С доски, с неё… (Не помню, что и сколько) Потом опять ласкал и обнимал, Что на доске – уже не понимал И называл её ладьёю чернопольной. Не помню, как игру я доиграл. Но помню точно, королей мы съели. Потом – провал, потом я шаховал, А матовал её уже в постели. Проснулся утром голый и больной, Один как перст и голова в расколе. Записка на столе передо мной: "Прощайте, мой любимый, мой родной! Для вас всегда я – ферзь на битом поле". И ниже (скромно так): "Петрова Оля". Она мелькнула в моей жизни, как во сне, Словно на шахматной арене Бобби Фишер. О ней напоминает мне лишь в кухне на стене Сеанса того давнего афиша. 1986–9.04.1987
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|