|
СВОЙ КРЕСТ
Cвой крест старательно влача, чтоб быть потом на нём распятым, хриплю: "Ну что же вы, р-р-ребяты! Вместо врача мне – палача…" ТАЛАНТ Евг. Евтушенко Талант пробьёт себе дорогу… А если всё же не пробьёт? – Если ему подставят ногу, и он под ноги упадёт? Если его в грязи затопчут, не дав и голову поднять? Или же сам он не захочет себе дорогу про-би-вать? – Уйдёт в сторонку, чтоб без злобы и суеты прожить свой век, лишь после смерти своей чтобы стать притчей во языцех всех… У наглости свои резоны, но не по мне, чего скрывать, талант творить, вооружённый талантом двери выбивать. 1988 ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА (1960–1988) 1 Мне в поэты рано – слишком я молодой, слишком мало мной бумаги исписано. Вот наступит время: обрасту бородой и макушку украшу лысиной, стану работником физического труда, а попросту говоря – дворником, и стихи свои буду встречать тогда по большим и маленьким сборникам. Вот тогда меня вставят в писательский хор, назовут "в своё время не понятым", напечатают первую книжку моих стихов и квартиру дадут в две… нет, в три комнаты, мне дадут трибуну и микрофон, предложат поездку в Париж или Геную, и критик, что с грязью мешал, и он признает каким-никаким, а гением… А впрочем, поэты мало живут – это факт, так что грош цена такому пророчеству. Кто знает, что ждёт меня – пуля или инфаркт, или п о л ё т с высоты одиночества? И кажется мне, что не знает никто, кроме Бога, пожалуй, которого нету… Ухожу не прощаясь, подайте пальто молодому и смертельно талантливому поэту. 2 Случайности так часто не случайны. Жизнь медленно заводит нас в тупик, когда в раскладе карт одно отчаянье, и самый главный козырь – дама пик, когда тревожно кровь стучит в висок нам, и совесть с чувством страха на ножах, когда для нас открыты только окна на самых верхних в доме этажах… 1988 БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ Алмату Жусупалиеву Я завидую белой завистью лишь талантливым и бездарным – тем, кто в новое первым вгрызается, тем, кто в задним рядах на старте. Ты талантлив? – первым ломай хребет! Бесталанен? – клячей обозною… "Золотой середины" нет, как серебряной нет и бронзовой. Середина – безликий фон. Посредине – считай, в офсайде. Поимённы лишь чемпион и аутсайдер. Чемпион – потому что он чемпион, и этим, пожалуй, всё сказано… В его честь – рукоплещет, встав, стадион, в его честь – мадригалы заказаны, в его честь – фимиам поклоненья и лести, в его честь – над планетой победные вести, в его честь – столько благ, что не сразу и счесть их, в его честь – мы прощаем отсутствие чести… И последним бывают не меньшие почести, и в их честь слагают поэмы и повести… Что толкает последних – прошлых и нынешних – к ней, уже не победной, ленточке финишной? Впрочем, ленточки нет, что и не удивительно – остаётся она на груди победителя. Финишируем мы для славы, для денег ли от победного взлёта до злого падения, но – хотите того иль того не хотите вы – в жизни нет побеждённых и нет победителей. Жизнь моя – не урод, не красавица, но мечтаю порой во сне, чтобы в будущем белой завистью позавидовал кто–то мне… 1988 В ПЛЕНУ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ Константину Кинчеву, лидеру рок–группы "Алиса" Я сегодня один. Я свято блюду свою честь, хотя вряд ли похож на того, у кого она есть. Я сажусь у окна. Я смотрю, как паук плетёт сеть. Эй, послушай, мой новый охранник, зачем тебе плеть?! Сколько раз я пытался бежать, но – зачем и куда? И какой в этом смысл, если дверь моя не заперта? Но сегодня я брошусь в окно, чтоб убить в себе страх. Я не верю открытым дверям, если души в цепях! Мы ходили в обход, но отныне наш путь по прямой. Посмотри, сколько тех, кто желает стать нам тюрьмой! Их не меньше, чем тех, кто желает быть взятыми в плен. Так бери их любовь, но подумай, что дашь им взамен? 1988 *** И в самом деле, грех шутить со смертью и всуе поминать её… Когда–нибудь – хоть верьте, хоть не верьте – в ваш старый дом вползёт она змеёй, шипя, промолвит: "Забывать негоже, а, помнишь, поминал меня шутя…" И вы вдруг ощутите тонкой кожей границы бытия–небытия. Вы ощутите вдруг всю суть, до плоти, библейского завета "Hе убий!", и Гамлета вы, наконец, поймёте извечное "to be or not to be". 1988 МИНИ–РЕЦЕНЗИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ОКОЛОЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ Как славно быть поэтом на Руси! Женой поэта? – Боже упаси! 1988 МУЖЧИHЫ Обманутые близкими людьми (им – близким – так легко вас обмануть), вы, уходя, не хлопайте дверьми, чтоб детский сон случайно не спугнуть. 1988 СЕРЫЕ ТАЛАHТЫ Расплодились серые таланты, словно мыши под голодный год, – и теперь они, а не атланты, держат на себе весь небосвод, и теперь они диктуют моду, что нам можно делать, что нельзя, что в какую надевать погоду, и кого нам выбирать в друзья… Им подвластно всё: АЭС, каналы, спорт, проблемы брака и семьи… Серые таланты–кардиналы, совре-соплеменники мои. И куда ни глянь – везде их лапа. Может, оттого я и грущу… Кардиналов много, только Папу я никак средь них не отыщу. 1988 *** Мне надо спешить – я могу не успеть свое написать, прочитать, спеть, могу не успеть замолить все грехи и маме своей посвятить стихи. Мне надо спешить – не для славы, нет–нет! – услышать, что я – настоящий поэт, кого–то теплом своим отогреть и дерево вырастить хоть бы на треть. Мне надо спешить – пока жив и при жизни – сложить аллилую для собственной тризны. И если успею я всё, что спешу – знать, не напрасно всей грудью дышу. 1988 СОВЕСТНЫЕ ЛЮДИ Несчастны совестные люди – в своем несчастье выделяться они, как белые верблюды среди коричневых собратьев. Они всю жизнь себя ругают и душу держат в черном теле. Им кажется, что жизнь другая, чем есть она на самом деле. Им кажется, что люди лучше, что май по–прежнему зеленый, и что березовые пущи для соловьев и для влюбленных. Они готовы, словно дети, поверить в сказочный конец, что есть добро на белом свете, и милосердье, наконец, что ждёт приют в конце дороги, что есть отвага, есть и честь, и совесть есть, и ещё много чего на этом свете есть. Так было, есть и пусть так будет, ведь совесть их не эпатаж. Блаженны совестные люди – от слова "благо", а не "блажь". 1988 *** Бросаем камнями друг в друга, увертываясь на бегу. И я бросал бы, но – проруха: бросать в других я не могу, а лишь бегу, бегу, бегу… И не могу сорваться с круга. 1988
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|