Как из прилюдного снятия трусов сделать перформанс

КАНАТ ИБРАГИМОВ СНИМАЕТ ТРУСЫ Умеют все-таки искусствоведы красиво выразить то, что даже сами авторы-художники объяснить порой не в состоянии! К примеру, вот как замечательно делает это Валерия Ибраева в статье "В ожидании Годо: среднеазиатская версия поиска идентичности":

Поскольку разрушение требует первоначального разъяснения в силу отсутствия какой-либо внятной информации об истории региона, многие работы основаны на детальных реконструкциях традиционного быта, снятия слоев советской и религиозной морали, европейских и восточных культурных норм, десакрализации ритуального устройства постсоветского общества. Как и перформанс Гульнары Касмалиевой, большинство работ имеют шокирующий характер - Канат Ибрагимов на глазах у изумленной публики убивает барана, Рустам Хальфин снимает фильм, подробно излагающий детали коитуса, осуществляемого верхом на коне, Сакен Нарынов ставит памятник Асыку – коленной косточке барана, использующейся, как детская игрушка, Саид Атабеков прожигает дыру в Коране и вставляет в нее камень – знак доисламских пантеистических верований.

Скажу честно: я не считаю себя большим знатоком творчества художника и писателя (?!) Каната Ибрагимова. Если, конечно, не считать таковым все те многочисленные акции (они же - перформансы, они же - хэппенинги) типа "Neue Kazachische Kunst" (в 1997 году во время выставки "Арт-Москва", проходившей в Центральном доме художника, и был зарезан упомянутый выше баран), "Птица Кораз" (здесь в жертву "искусству" был принесен петух, и можно даже видеть, как это выглядело), "Dambal-show, или Go to East, или Контерпорери арт как национальная мастурбация" (дамбал - это традиционное нижнее белье казахских женщин, что-то вроде панталон, с contemporary art до того никак не соприкасавшееся), "Рыба в баксах, или Кухня художника" (здесь гастрономический вкус "художника" обратился к живой рыбе), "Террорист и Шаман" (подходящеее название для панк-группы, не так ли?)…

Последняя по времени акция Каната состоялась аккурат в день моего рождения и полностью именовалась так: "радикальная художественная акция-протест с элементами эротомазохизма "Художники против БТА банка". Придумано и реализовано было сие действо с фантазией и артист(рипт)измом, благо и зрителей, и летописцев хватало. А для закрепления эффекта вчера в блоге главного радикала нового казахского искусства на Аффтор.kz появилось "Заявление участников Художественного Сопротивления…".

Ну, что тут скажешь? Тема-то у акции серьезная была! Но не повторять же мне вслед за так обожающим Ибрагимова Маратом Гельманом набившее оскомину "Художник всегда прав"… Даже, когда он прилюдно снимает с себя трусы…

YVISION.KZ  Обсудить эту заметку на YVision.kz

Аскар Исабеков пост сдал. Кто его примет?

25 августа 2009 г. / Блогосфера

ПОСЛЕДНИЙ ПОСТ 14 августа на так любимом мною блоге Аскара Исабекова "Thinking the World | Размышления о жизни" появилось сообщение под заголовком "Последний пост", которое я не могу не привести полностью:

Уважаемые читатели, я решил закрыть блог. Причина проста. Он стал отнимать слишком много времени и сил. И дело не в написании самих постов, с этим-то как раз всё просто. Дело в том, что я стал слишком много думать о комментах. Слишком много. Это отвлекает от других дел.
Спасибо всем кто читал. Надеюсь, вам было интересно.
Исабеков Аскар

Что ж, хозяин - барин, как говорится… И все же очень обидно, что одним интересным автором в блогосфере Казнета станет меньше. Скажу больше: на мой взгляд, Аскар - самый интересный блоггер Казнета. Потому что каждая его заметка - будь то юмористическая сценка "Искусство переговоров" или философское эссе "Чуть-чуть тупее" - рождалась из его неравнодушных наблюдений за окружающей нас действительностью. А жизнь, как известно - лучший сценарист!

В свое время мне очень нравился блог актюбинца Андрея Сурова "Хомячок". Нравился настолько, что я даже включил его в свой "Казнет-2007 Топ50+"! Увы, в апреле нынешнего года я был вынужден констатировать смерть "Хомячка". И вот теперь - новая потеря… Хочется надеяться, что Тулеген Байтукенов не поступит так же. А, может, и Аскар еще передумает?

YVISION.KZ  Обсудить эту заметку на YVision.kz

"Берёзовый" рок в исполнении Евтушенко, Мая и группы "Аракс"

22 августа 2009 г. / Музыка

ОБЛОЖКА АЛЬБОМА ИСПОВЕДЬ В 1990 году мне посчастливилось побывать на авторском вечере Евгения Евтушенко в Кремлевском дворце съездов (теперь - Государственный Кремлевский дворец). И я хорошо помню, как переполненный (6 000 мест!) зал буквально внимал каждому слову Поэта. А уж КАК он читал - это нужно было не только слышать, но и видеть!

Слышать же лирику Евгения Александровича в авторском исполнении мне до того доводилось. Дело в том, что где-то в середине 80-х годов я купил диск фирмы "Мелодия" с литературно-музыкальной композицией "Исповедь", написанной неизвестным мне тогда композитором Глебом Маем на стихи Евтушенко. И поэт здесь сам читал свои стихи! Что же до музыкальной составляющей, то и там уровень был высочайший! Ведь в записи, помимо самого Мая (клавишные, флейта) и струнного ансамбля ГАБТ СССР, принимали участие музыканты звездной в то время группы "Аракс": блестящий вокалист Анатолий Алешин, клавишник Сергей Рудницкий, рабочим инструментом которого на время записи стала бас-гитара, гитарист Вадим Голутвин и ударник Геннадий Хащенко.

Диск я затем переписал на обычную магнитную кассету. А с появлением в своей жизни интернета долго и безуспешно пытался найти запись в Сети. И вот только сегодня нашел и скачал! Не знаю, насколько законно то, что я сделал, ну да ладно. В конце концов, я бы с большим удовольствием приобрел CD "Исповедь", который, если верить музыковеду Алексею Петрову, был издан несколько лет назад…

С одной стороны, не верить Петрову нельзя - слишком подробную информацию он дает: "Лазерный диск "Исповедь" (под рубрикой "Золотая коллекция фирмы "Мелодия") поступил в продажу только в 2005 году. Музыка хорошо отреставрирована и записана. Издание оформлено со вкусом: давно знакомая обложка, "золотой лейбл" диска… В буклете - рассказ Е. Евтушенко о работе над этим произведением и подробная биография культовой группы "Аракс", которая летом 1982 года была расформирована приказом Министерства культуры РСФСР".

С другой стороны, как ни пытался я разыскать следы этого издания, мне это так и не удалось. Ни в каталоге фирмы "Мелодия", ни в музыкальном разделе OZON.ru "Исповеди", стилистику которой некоторые музыкальные критики определили как "березовый рок", не было. Да и среди полутора дисков "Золотой коллекции фирмы "Мелодия" тоже…

Вот почему, когда я обнаружил у Марии Ольшанской страницу, посвященную "Исповеди", радость моей не было предела. Более того, у нее же я нашел ссылку на сайт ульяновских фанатов группы "Аракс", откуда также можно скачать "Исповедь". Причем, качество оцифровки там существенно лучше, соответственно, и весит каждый файл раз в 5 больше, чем у Ольшанской…

Кстати, ответ на вопрос, почему "Исповедь" была записана в 1980 году, а вышла только в 1983-м, я нашел в блоге Сергея Попова, лидера и гитариста таких известных в 80-х годах групп, как "Жар-птица" и "Алиби". Так вот, в 4-серийной публикации "Рок-н-ролл с Леонидом Ильичём" Попов поведал о том, что у Глеба Мая был роман с Викторией Филипповой, внучкой тогдашнего генсека. Это увлечение очень не нравилось ее всевластному деду, вот почему пробить печать пластинки удалось только после его смерти…

YVISION.KZ  Обсудить эту заметку на YVision.kz

Знакомьтесь: Мамыр

18 августа 2009 г. / Музыка

МАМЫР Вот уже несколько недель я наслаждаюсь музыкальными композициями с дебютного альбома молодого казахского певца и музыканта по имени Мамыр (в казахском языке, в отличие от русского, звук Ы всегда безударный!). Как, друзья, вы не знаете такого музыканта?!

Впрочем, и немудрено! Дело в том, что 30-летний Мамыр (латиницей его имя пишется как Mamer) - житель Урумчи, административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, где в настоящее время проживает большая - численностью почти до миллиона человек! - казахская диаспора. Там же в Урумчи, а также в Пекине и был записан альбом Eagle ("Орёл"), выпущенный в свет 18 мая знаменитой лондонской студией звукозаписи Real World Records, основанной 20 лет назад легендарным британским музыкантом Питером Гэбриелом.

В альбом вошли 11 композиций, представляющих собой как казахские народные песни, так и сочинения самого Мамыра: 01. Eagle; 02. Iligai; 03. Proverbs; 04. Celebration (в этой инструментальной пьесе в дуэте с Мамыром играет многократный обладатель премии Грэмми, исполнитель на банджо Бела Флек); 05. Man; 06. Kargashai; 07. Flute Song; 08. Mountain Wind; 09. Blackbird; 10. Where Are You Going? и 11. Mountain Wind (Hector Zazou Mix). Последняя композиция, которую я смело причисляю к хитам, стала своеобразным реквиемом по французскому композитору Эктору Зазу, собиравшемуся выступить в роли продюсера проекта, но скоропостижно скончавшемуся 8 сентября 2008 года…

Помимо Мамыра, Флека и Зазу, в записи альбома принимали участие кобызист Мейрамбек из группы Мамыра IZ, бэк-вокалист Ильчи из группы Hanggai, представляющей этнических монголов в Китае, и один из двух сопродюсеров проекта Робин Холлер, специально для записи освоивший старинный казахский музыкальный инструмент - шертер.

Что же касается Мамыра, то ему была посвящена публикация Сабины Маметовой "Свой среди чужих" в одном из июльских номеров журнала "Vox Populi". Кроме того, о нем и о его творчестве можно прочесть на WOMAD, на MySpace Music и на BBC Music.

P. S. В фильме молодого режиссера Ермека Турсунова "Келiн" ("Невестка"), казахстанская премьера которого состоялась 26 июня, герои практически не говорят. Зато за них "говорит" построенная на этнических мотивах замечательная музыка Едиля Хусаинова, участника нашей супергруппы The Magic of Nomads. И, кстати, постер альбома Eagle очень напоминает постер альбома The Magic of Nomads "Булбул Заман" (2008)…

"Редкий профессиональный альпинист назовет ее опасной…"

LUNCH ATOP A SKYSCRAPER Американский фотограф Чарльз Эббетс прославился на весь мир в 1932 году, когда опубликовал снимок, оригинальное название которого - Men on beam at Rockefeller Center - известно гораздо меньше того, под которым он и попал в различные энциклопедии - Lunch atop a skyscraper.

А показаны на снимке нью-йоркские строители, как ни в чем не бывало отдыхающие во время обеденного перерыва, сидя на поперечной балке строящегося небоскреба RCA (теперь это здание принадлежит General Electric). Не знаю, кто как относится к высоте, а у меня при одном только взгляде на эту фотографию начинает холодеть в животе и сосать под ложечкой…

Чуть более двух месяцев назад в газете "Караван" прошла заметка Жанар Канафиной "Кто моет окна в небоскребах?", на которую, думаю, мало кто обратил тогда внимание. Сейчас же она воспринимается совсем по-другому… Дело в том, что все последние дни новостные сайты Казнета (и не только!) пестрят сообщениями о трагедии, разыгравшейся в Алматы во время сильнейшей бури 1 августа, когда в ходе мойки окон 40-этажного здания "Есентай-Тауэрс" погибли 4 работавших там высотника

Вот другие публикации на эту тему: "Известия Казахстан" - Смерть между небом и землей, "Литер" - Унесенные ветром, "Время" - Без страховки, "Экспресс К" - Трагедия на 38-м этаже отеля "Marriott", КТК - Сразу четверо промышленных альпинистов погибли при выполнении работ на фасаде небоскреба в Алматы

Что же касается фразы, вынесенной мной в заголовок, то ею завершалась статья Натальи Абсалямовой "Работа высокого уровня", опубликованная в "Казахстанской правде" 5 лет назад и рассказывавшая о такой не совсем обычной профессии, как промышленный альпинизм. Полностью же последний абзац выглядит следующим образом:

"Стоит добавить, что, заключая договор с промышленными альпинистами, заказчик оговаривает: в случае ЧП он не несет никакой ответственности. То, что промальпинисты трудятся на таких условиях, вполне объяснимо. Рынок высотных работ у нас только разворачивается. Рискуя жизнью, они взбираются на верхотуру за деньгами, большую часть которых тратят потом на походы в горы. Среди них много ярых поклонников экстрима. В самом деле, в этой профессии есть нечто настолько захватывающее и увлекательное, что привлекает она именно молодых людей, стремящихся совместить неплохой заработок с ежедневной порцией адреналина. Да и сама высотная работа для многих - удовольствие. Редкий профессиональный альпинист назовет ее опасной…"

Вот уж действительно, не буди лихо, пока оно тихо…

YVISION.KZ  Обсудить эту заметку на YVision.kz

Архив 2016 г.

Архив по годам

 Наш спонсор

Разное

О чём пишу

Реклама