История эта случилась в 1992 году, когда вместо 15-ти республик Советского Союза на политической карте мира уже существовали 15 суверенных государств, но тесные связи между ними порвались ещё не все…
Работал я тогда в солнечном Таджикистане на "объекте 7680", входящем в систему противоракетной обороны СССР/РФ (см. заметку "«Окно» стоимостью 242 млн. американских тенге"). Однажды у нашего командировочного люда возникло недовольство действиями начальника объекта, и кто-то предложил, чтобы именно я выступил на собрании и огласил наши претензии к руководству. Народ это предложение дружно поддержал.
Свой выбор в мою пользу коллеги аргументировали не оригинально, но убедительно: истинный "гранитовец", характер - нордический, выдержанный, с товарищами по работе поддерживает хорошие отношения, женат, в связях, порочащих его, замечен не был, отличный спортсмен - чемпион Сарышаганского полигона по волейболу и настольному теннису, безукоризненно выполняет служебный долг, отмечен премиями и званиями "Лучший по профессии".
В общем, отказать народу в доверии я не смог: встал, высказался, сел, после чего было горячее обсуждение - и что-то там в итоге решили. А вечером в гостинице, когда небольшой своей компанией мы пили чай с плюшками, одна из девушек неожиданно сказала: "Саша, я заметила, что ты перед тем, как говорить на собрании, снял очки…". Не чувствуя подвоха, я недоуменно спросил: "И что?", на что получил: "А я обратила внимание, что ты, когда ругаешься, всегда снимаешь очки!".
Тогда я задумался и пришёл к простому выводу, что всё дело в моей нелюбви к выяснению отношений и… близорукости! Известно ведь, как непросто говорить обидные для кого-то слова прямо в лицо. А с моим плохим зрением стоит снять очки - и глаз оппонента уже не видно. Видимо, поэтому, когда мне предстоит неприятный разговор, рука автоматически тянется к очкам. Друзья-очкарики, у вас тоже так?
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
Два последних года мероприятия, в названии которых присутствуют слова "интернет", "СМИ" или "медиа", в Алматы проводятся так часто, что создаётся впечатление, будто некоторые их спикеры словно и не сходят с трибуны. В этом перенасыщенном растворе лиц и выступлений даже трудно порой выделить кого-то или что-то. Вот почему я с некоторой опаской ожидал 19 сентября, когда в отеле Rixos Almaty должен был состоялся медиаконгресс Kazakhstan OnLike-2013, организаторами которого выступили Союз журналистов Казахстана и Интернет Ассоциация Казахстана при поддержке МКИ РК и СЦК при Президенте РК. Однако всё получилось на удивление здорово!
Во-первых, на мероприятии не было лишних людей. Нет, на входе никто не стоял, но ввиду практически полного отсутствия рекламы пришли только те, кому были разосланы персональные приглашения - главные редакторы СМИ и владельцы крупнейших сайтов, ведущие журналисты и блогеры, медиаэксперты и политологи, руководители пресс-служб компаний и государственных органов. Как следствие - отсутствие зевающих лиц в зале и праздношатающихся в кулуарах.
Второй момент - не было проходных выступлений. С одной стороны, и тематика заседаний - "Новые медиа и политические коммуникации", "Новые медиакоммуникации в экономике", "Эволюция масс-медиа: от бумаги к цифре", "Модели бизнеса для новых СМИ" - располагала к серьёзному разговору, с другой, и никто из выступающих не халтурил. Это относится и к нашим спикерам (генеральный директор холдинга "Алаш Медиа Групп" Батыр Казыбаев, генеральный директор ICT Development Fund Санжар Кеттебеков, коммерческий директор Beeline Казахстан Александр Комаров), и к российским гостям (исполнительный директор холдинга News Media Ашот Габрелянов, независимый медиаконсультант и журналист Lenta.ru Александр Амзин, сооснователь и генеральный директор ИД Look At Media Алексей Амётов, заместитель главного редактора Slon.ru Иван Давыдов, директор по продажам мобильной версии Snob.ru Валерия Тищенко).
А украинский дуэт в лице президента холдинга Internet Invest Group Александра Ольшанского (в 2009 году он приезжал к нам в качестве председателя Жюри конкурса AWARD.kz) и сооснователя компаний Viewdle, GVMachines и Zakaz.ua Егора Анчишкина вывел формулу процветания высокотехнологичных отраслей в США: 1) использование налога на потребление вместо НДС, 2) всемерная поддержка и защита авторских прав и интеллектуальной собственности, 3) высокий уровень высшего образования и науки и 4) отсутствие боязни экспериментировать, метод проб и ошибок в бизнесе ("попробовали - не получилось, без скорби закрыли и начали новый проект"). Получается, что на постсоветском пространстве мы можем похвастаться только образованием, да и то уже с большими оговорками…
Особо же мне хотелось бы остановиться на двух выступлениях - медиапродюсера Аскара Туганбаева, в недавнем прошлом - директора Департамента по стратегическому развитию новых медиа холдинга "СТС Медиа" и руководителя проекта Videomore.ru, и Рауана Кенжеханулы, генерального директора Bilim Media Group. Так, Рауан поведал о приближении эпохи Web 3.0 или Semantic Web ("Семантическая паутина"), когда основным поставщиком информации для интернет-пользователей станут не профессиональные журналисты и специалисты по обработке и распространению контента (текст, фото, аудио, видео, игры и т. п.), а специальные программы-клиенты - на основе машинного анализа и обработки данных любого вида и типа, добытых во Всемирной паутине.
Эти слова оказались созвучны мнению Аскара о том, что в недалёком будущем визуальная подача информации полностью заменит текстовую. Уже сейчас молодёжь читает всё меньше и меньше, предпочитая аудиокниги и комиксы. Поэтому следует ожидать появления медиаконструкторов - автоматизированных либо полностью автоматических средств визуализации текстов информацией из фото- и видеобанков. А эти базы данных станут расти в гиперпрогрессии с массовым распространением видеокамер типа Google Glass, когда станет возможным говорить о тотальном присутствии человечества в любой точке планеты. Логическим следствием такого развития, по Туганбаеву, станет прямая передача информации в мозг, от человека к человеку. И ведь не надо думать, что это дело далёкого будущего - вот вам новость трёхнедельной давности: "Создан интерфейс для передачи сигналов из мозга в мозг". Это куда серьёзнее НЛП!
Ещё на медиаконгрессе подумалось, что не хотелось бы жить в реально-виртуальной Матрице, где каждому из нас грозит в любой момент стать участником чужого действа, да ещё и транслируемого прямо в Сеть. По прошествии трёх дней это мнение только укрепилось. А вы, друзья, как считаете?
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
В начале 2007 года на страницах интернет-газеты "ZonaKZ" я увидел новое для себя имя - Радик Темиргалиев. Его полемические статьи на исторические темы по своему настрою и стилистике заметно отличались от мифологических хроник как советского периода, так и периода суверенного Казахстана. Характерный пример - отрывок из публикации того периода "Вопросы истории":
…Официальные историки, еще вчера вещавшие о борьбе классов, достаточно быстро выработали новую версию отечественной истории. Предводители степных шаек превратились в государственных деятелей мировой величины. Разбойники с большой дороги стали полководцами.
Кем в казахской истории является, допустим, хан Аблай? Почему этого политического авантюриста именуют ханом-объединителем, хотя нет ни одного факта это подтверждающего. Ведь известно, что Аблай даже потомкам своим завещал неустанно способствовать распрям среди казахов, для укрепления своей власти. Но конъюнктура требует своего, и исторический персонаж, в основном промышлявший грабительскими набегами на соседние народы, навязывается обществу как одна из "священных коров" прошлого.
Понятно, что когда в ноябре-декабре 2008 года я писал для газеты "Караван" заметки, ставшие затем главой "Казахстанского интернет-гида" под названием "История выдуманная и реальная", я держал в уме и работы молодого историка.
Прошли годы. Радик уже - заместитель директора Института истории государства МОН РК, автор трёх книг - "Эпоха последних батыров (1680-1780)", вышедшей в свет в 2009 году, "Ак-Орда. История Казахского ханства" (2012) и… А вот о третьей, анонсированной ещё два года назад, хотелось бы сказать особо!
Книгу Радика Темиргалиева "Казахи и Россия", изданную московским издательством "Международные отношения" тиражом 4 000 экземпляров, я купил в минувшее воскресенье и прочёл, что называется, на одном дыхании! Хотя написана она отнюдь не легковесно, к тому же 350 страниц авторского текста, повествующие об истории вхождения казахских земель в состав Российской империи, густо усеяны цитатами из первоисточников. А язык официальных документов XVIII-XIX веков мало напоминает язык Пушкина и Лермонтова…
Другой момент, который, несомненно, поразит воспитанных на гуманистических идеалах читателей: осознание того, что жизнь кочевых казахских племён того времени - это непрекращающаяся череда кровавых междоусобиц и столкновений с внешними соседями: на западе и севере - с туркменами, калмыками, башкирами и русскими, на юге - с хивинцами, кокандцами и киргизами, на востоке - с джунгарами и китайцами. А добавьте сюда засухи и джуты, время от времени поражавшие степь! В общем, картина получается совсем не идиллическая…
P. S. Вечером 16 сентября в офисе научно-образовательного фонда "Аспандау", при поддержке которого вышла книга "Казахи и Россия", мне посчастливилось наконец-то познакомиться с её автором. После чего на моём экземпляре появилась такая вот дарственная надпись: "Алеке с глубочайшим уважением от автора! Р.Темиргалиев. 16.09.2013".
P. P. S. Симптоматично, что выход в свет третьей по счёту книги Радика Темиргалиева, как и первых двух, остался не замеченным идеологами наших нацпатов (Мухтар Тайжан, Айдос Сарым, Расул Жумалы и Аскар Умаров), которые обычно, как собаки на кость, бросаются на любую публикацию на тему взаимоотношений Казахстана и России. Получается, эта правда им не нужна? ;-)
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
Те, кто внимательно читают меня в соцсетях, наверняка, заметили, как часто я цитирую Жванецкого. Это вполне естественно, поскольку поклонником творчества Михал Михалыча я являюсь уже лет тридцать, и ни пресыщения, ни охлаждения, не говоря уж о разочаровании, никак не наступает ;-)
Одна из самых любимых его вещей - "Очень много честных людей", которую сам автор определяет как "монолог порочного человека". В нём обывателю и приспособленцу (по-научному - конформист) противопоставляется человек со сверхактивной жизненной позицией, привыкший резать правду-матку и не испытывающий по этому поводу ни малейших сомнений. О таком типаже и хотелось бы сказать…
Давно пришёл к выводу, что категоричность в суждениях - это верный признак ограниченности ума или ограниченности души. Мне претят и глупцы, и фанатики, хотя в мировой литературе и искусстве, как и в самой жизни, предостаточно ярких персонажей, близких к этим двум категориям. Например, Макар Нагульнов в "Поднятой целине" (в экранизации шолоховского романа эту роль замечательно сыграл Евгений Матвеев) или Иван Карякин в исполнении Ролана Быкова в кинофильме "Служили два товарища". Каждый из них готов положить на алтарь мировой революции и свою жизнь, и десятки, сотни, тысячи чужих!
Точно так же, как иной правдоруб в отстаивании своей правоты готов изрубить на куски чужую правду вместе с её апологетами, забывая о том, что истинную правду, которая так и называется - Истина, знает только Бог, людям же остаётся только гадать, какая из навязываемых им правд ближе к Истине… И даже увиденному глазами и услышанному ушами верить можно далеко не всегда: может быть, всё это мы увидели и услышали в своей голове?
Резюмирую: сомнения - движущая сила процесса постижения Истины. Процесса, в котором движение - всё, конечная цель - ничто.
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
Эта заметка продолжает блог-сериал "Старые, как мир, истины…", третья часть которого - "…Дабы дурь каждого видна была!" - была опубликована месяц назад.
Увидел я в Фейсбуке у Темирлана Тулегенова цитату из Бертрана Рассела: "Вся проблема этого мира в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений" (английский вариант этой фотоцитаты: The whole problem with the world is that fools and fanatics are always so certain of themselves, and wise people so full of doubts). И так мне понравились эти слова! Уж слишком часто я наблюдаю подтверждение им в различных обсуждениях, и не только сетевых.
Но стоило мне опубликовать эту сентенцию у себя, как Куат Домбай "поумерил" мой восторг вопросом: "Вы так уверены в этой фразе?". Пришлось честно ответить, что досконально на подлинность я её не проверял, просто очень мысль понравилась.
Но, поскольку зерно сомнения было посеяно, пришлось "копать". И после непродолжительных поисков "откопал" я следующий первоисточник - в эссе под названием The Triumph of Stupidity, входящем в книгу Mortals and Others: Bertrand Russell's American Essays, 1931-1935, есть такие слова: The fundamental cause of the trouble is that in the modern world the stupid are cocksure while the intelligent are full of doubt. Что я перевёл как "Фундаментальная причина всех бед в том, что в современном мире глупцы самоуверенны, тогда как интеллектуалы полны сомнений".
Сравнивая обе фразы, несложно сделать вывод, что, даже если и не сам Рассел приложил руку к первой из них, суть оригинала сохранена, а звучание стало даже лучше ;-)
P. S. Интересную мысль отыскал я у немецкого философа Фридриха Ницше в его книге "Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов": "Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове самого читателя" (185. Paradoxien des Autors. - Die sogenannten Paradoxien des Autors, an welchen ein Leser Anstoss nimmt, stehen haufig gar nicht im Buche des Autors, sondern im Kopfe des Lesers). И то верно!
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
Людям свойственно – по глупости или умышленно – преувеличивать важность и значимость того, чем они занимаются. "Гейши – не проститутки!" – возмущаются одни. "Мы работаем в сфере оказания эскорт-услуг!" – важничают другие. Нечто похожее происходит и со второй древнейшей профессией.
Придумал же кто-то: "гражданская журналистика", "независимая журналистика"!.. Дескать, это вы там – продажные все, а я для общества стараюсь, свой гражданский долг исполняю. Знаешь-ка что, парень, не свисти! Либо ты, как и все мы, пишешь по указке и в "формате", либо идёшь на улицу и там креативишь. Пока жрать не захочешь и снова к нам не постучишься. А не к нам, так к другим таким же.
Журналист – это звучит гордо! Пока не в миске морда…
Конечно, если хочешь называть себя профессиональным блогером или, к примеру, фрилансером, это можно – право на свободную любовь у нас никто не отнимал. Как говорят в Одессе, не хочешь работать за деньги, работай из любви к искусству!
К чему я это всё? Так ведь с Международным днём солидарности журналистов всех нас, господа! Ну, а некоторых ещё и с Международным днём грамотности!
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |
Хорошо помню, как в 2009 году Оргкомитет конкурса "Национальная интернет-премия AWARD.kz" наградил тогдашнего премьер-министра РК Карима Масимова специальным призом "За вклад в развитие Казнета". Объясняли мы свой выбор тем, что глава правительства активно продвигал блоги среди чиновников, а значит, популяризировал интернет.
Прошло четыре года, и что же? А то, что всё чаще и чаще мы сталкиваемся с представителями законодательной и исполнительной власти всех уровней в Фейсбуке, Твиттере и прочих соцсетях. И, за редким исключением, впечатление от этих встреч – совсем не радужное…
Во-первых, большинство чиновников (да и рядовых граждан тоже!) до сих пор не понимает, что писать в блоге и отвечать в рубрике типа "Вопрос акиму" – это далеко не одно и то же. Вот и получается, что либо в блоге скука смертная, либо читаешь и то и дело восклицаешь вслед за баронессой Якобиной фон Мюнхгаузен: "Какой позор! И это – наш бургомистр!"…
Во-вторых, не всем Бог дал таланта писать коротко и интересно, да ещё на столь серьёзную тему, как управление государством. Характерный пример канцелярита под видом блога (имена и явки по вполне понятным причинам изменены!): "Вчера к нам в гости заглянул один из самых популярных госслужащих и лицо Министерства на ФБ Аскар Моисеевич Иванов. Обсудили вопросы активизации сотрудничества между нашей Партшколой и Министерством, а также повышение транспарентности в работе Партии через соцсети"? Как говорится, ни уму, ни сердцу. К тому же, о работе повара, на мой взгляд, нужно судить по вкусу блюд, а не по тому, что у него на кухне творится…
Да, соцсети кажутся нашим властям простым и удобным инструментом влияния на массы, которые всё активнее осваивают виртуальное пространство. Так, на 1 января 2013 года количество интернет-пользователей в РК достигло 62,8%, превысив даже показатель компьютерной грамотности – 51,7% (выглядит парадоксально, но цифры озвучены министром транспорта и коммуникаций Аскаром Жумагалиевым на заседании Правительства РК).
На деле же получается, что, меняя деловой костюм на блогерский кэжуал, чиновник рискует окончательно и бесповоротно испортить свой имидж. Ведь любое неосторожно вырвавшееся слово или ошибка здесь – хоть грамматическая, хоть фактическая – чревата троллингом. И, перефразируя Пушкина, не приведи Бог попасть под сетевой троллинг, бессмысленный и беспощадный! Как это случилось однажды с начальником Управления культуры города Алматы Кайратом Кульбаевым – см. заметку Тулегена Байтукенова "Конь и трепетный онлайн".
Резюмирую: я до сих пор не понимаю моду на присутствие чиновников в Твиттере и Фейсбуке. И считаю, что лучший способ коммуникаций власти и населения – это не онлайновое, а живое общение с людьми. Только не показушное – для СМИ, и не подготавливаемое заранее, с "потёмкинскими деревнями" и их актёрствующими "жителями".
И в качестве заключения приведу свой давний, но оттого не перестающий быть актуальным твит: "Чиновник в Твиттере как обезьяна с гранатой: того и гляди, что и себя подорвёт, и окружающих поранит".
Оставить комментарий: | на Horde | в Facebook |