29 января, как всегда в четверг, в киноклубе Олега Борецкого, давно уже прописавшемся в алматинском кинотеатре "Цезарь", прошёл предпоказ нового фильма Ермека Турсунова "Кенже" ("Младший"), которым режиссёр завершил кинотрилогию, начатую картинами "Келин" ("Невестка") и "Шал" ("Старик").
Хорошо, что билеты я купил заранее, через "Тикетон", потому что зал был забит битком. И хорошо, что привычного обсуждения после просмотра не было. А был замечательный получасовой спич Ермека Каримжановича с редкими вкраплениями Олега Михайловича! Почему хорошо? Потому что иначе своё нелицеприятное мнение о фильме пришлось высказывать бы напрямую, а я это делать очень не люблю.
Тем не менее, мнение своё я выскажу, и будет оно таким: "Отличная работа оператора-постановщика Сергея Козлова. Завораживающая музыка. Но нет, увы, чётко выстроенной драматургии и глубинной философии, которая отличала два первых фильма трилогии. То есть, режиссёр "Кенже" вчистую проиграл режиссёру "Келин" и "Шала". И проиграл потому, что решил сыграть в привычную для себя игру по чужим правилам".
Сам режиссёр в интервью сайту Forbes.kz говорит об этом так: "По жанру это - обманка. Я попытался выскочить за рамки жанра. Получилось, нет - не мне судить. Но это попытка обратиться к молодежи. Поговорить с ними в их понятийном контексте. Их ведь подсадили на эти стрелялки-убивалки. Всё это в "Кенже" есть: и стреляют, и убивают, и догоняют, и с крыш прыгают, но это всего лишь рамка. Внутри этой рамки - другое. А что там внутри - пусть думают".
Да в том-то и дело, что не будут думать! Посмотрят - и убедятся, что фильм затянут, экшна в нём мало, актёрам играть нечего. А делать полуторачасовой фильм ради одной мысли, которая вложена в уста казахскоговорящего старика-немца Геры - "Дерево можно поливать водой или потом. А кто-то поливает кровью…" - зачем?
Чтобы задуматься о пацифизме и гуманизме, достаточно послушать песни "Не стреляй" Шевчука и "ДДТ" или "Мой брат Каин" дуэта Кормильцев-Бутусов времён раннего "Nautilus Pompilius". И даже в казахском кино на вопрос, сколько стоит пролитая тобой кровь и какой будет расплата, неплохо ответил своими фильмами "Рэкетир", "Братья" и "Ликвидатор" Акан Сатаев.
Как бы то ни было, а уже к осени Ермеком Турсуновым и его командой будут закончены монтаж и озвучка ещё одного снятого ими фильма - "Жат". И я с нетерпением буду ждать его предпоказа в Клубе Олега Борецкого!
NB! "Лучший фильм 2012 года: я голосую за "Шала" и "Неприкасаемых")
Оставить комментарий: | в Facebook |
Необходимое предисловие. Для меня всё, что творится сейчас в Украине - очень больная тема. Поэтому я сознательно ограничиваю до минимума её присутствие в моей ленте в Фейсбуке. И если сам пишу об этом, то только потому, что, как 100 лет назад Лев Толстой, не могу молчать…
Пожар, да ещё и с человеческими жертвами - почти всегда результат поджога, а не халатности или несчастного случая. Однако, когда дом в огне, нужно, в первую очередь, спасать людей, а не искать (или того хуже - назначать) виновных. К сожалению, в ситуации с Украиной я вижу слишком много следователей и совсем мало пожарных…
Может быть, я слишком наивен, но я продолжаю считать, что даже сейчас, несмотря на многочисленные смерти, украинцы могут между собой договориться. Послав подальше "миротворцев" с севера и запада! Вот только я не вижу там, к сожалению, фигур, равнозначных Махатме Ганди в колониальной Индии или Нельсону Манделе с Фредериком Виллемом де Клерком в ЮАР (последние двое в 1993 году на пару стали лауреатами Нобелевской премии мира)…
Оставить комментарий: | в Facebook |
При всей моей любви к творчеству Ильи Ильфа и Евгения Петрова, я не отношусь к числу тех людей, которые могут наизусть цитировать куски из их бессмертных романов "Золотой телёнок" и "Двенадцать стульев". Тем удивительнее, что то и дело из закоулков памяти извлекаются на свет божий ставшие уже чуть ли не родными персонажи и до мельчайших подробностей знакомые события. Как эти, к примеру:
— Я не хирург, - заметил Остап. - Я невропатолог, я психиатр. Я изучаю души своих пациентов. И мне почему-то всегда попадаются очень глупые души.
Затем на свет были извлечены: азбука для глухонемых, благотворительные открытки, эмалевые нагрудные знаки и афиша с портретом самого Бендера в шальварах и чалме. На афише было написано:
А вспомнил я этот эпизод потому, что вчера в Алматы из Киева на два дня прилетел человек, которого я смело считаю своим другом и которому в разное время посвятил три блог-заметки: "Киев, 15 апреля, отложенный день рождения Володи Харченко", "Мои заповедные места в Фейсбуке и Твиттере" и "Блог о подселении душ, или ¡Cumpleaños feliz! Todos te deseamos". Человек, который сам себя называет интегральным художником, потому что в рамках одного жанра - поэзии, музыки, живописи, фотографии etc. - ему тесно. Подходят ему и слова "жрец", "брамин-йог", ведь Владимир Харченко ещё и эксперт по паранормальным явлениям. И этот человек - в Алматы!
Володя, Қош келдіңіз! Ласкаво просимо!
Оставить комментарий: | в Facebook |
Помните, друзья, этот эпизод из "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова?
Остап продолжал болтать:
— Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно.
В отличие от товарища Бендера, есть люди, которые хотят жить вечно. Для них и придумывают эликсиры вечной молодости и т. п. средства. Впрочем, с одним средством я столкнулся и сам, когда лечащий врач прописал мне лекарство под названием "Ксарелто". И вот что я прочёл о нём в словаре Яндекса:
Показания:
Профилактика смерти…
А вы говорите…
Оставить комментарий: | в Facebook |
Следуя предписанию лечащего врача, я приехал в ННЦХ имени А.Н. Сызганова на сеанс магнитотерапии.
В кабинете физиолечения было тихо и покойно. Я прилёг на кушетку, рядом с которой возвышалась незнакомая мне штуковина на колёсиках с шильдиком "Аппарат магнитотерапевтический "Полимаг-01". Медсестра обернула мои ноги двумя излучателями, напоминающими доспехи средневекового воина, и нажала кнопку на аппарате. Вскоре по моей правой ноге побежали приятные мурашки.
— Сколько времени займёт процедура? - спросил я у медсестры.
— Двадцать минут, - ответила она. Я закрыл глаза…
…Он спал глубоко и спокойно. Но ровно через двадцать минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами. Он проснётся и поедет в Берлин.
Оставить комментарий: | в Facebook |
Паше Банникову, в пылу спора на Фейсбуке использовавшему против меня самый радикальный довод - бан |
Поучаствовав в нескольких дискуссиях по поводу трагических событий во Франции (а ещё раньше - баннера в виде целующихся Пушкина и Курмангазы и других подобных "креативов"), я пришёл к выводу, что всё вертится вокруг разного понимания сути искусства творческими людьми и (назовём их так) обычными.
Так вот, люди творческие искренне полагают, что насрать на пороге храма, позвонить в дверь и убежать - это инсталляция. Позвонить, а потом насрать - перформанс. Если ещё снять всё это на смартфон - будет видеоарт. И что в подлинно демократических странах всё это является частью современного искусства.
Люди обычные столь же искренне полагают, что ТАК поступать не следует. Вот только не знают, как объяснить ЭТО людям творческим. Зато радикалы - знают. На то они и радикалы…
Кстати, почти сто лет назад то же самое происходило и в большевистской России! К чему приложили руку многие великие художники и поэты. Например, Есенин вместе с друзьями-имажинистами однажды расписал стены Страстного монастыря своими именами и богохульными стишками вроде этого:
Вот они, толстые ляжки
Этой похабной стены.
Здесь по ночам монашки
Снимают с Христа штаны.
На время Великой Отечественной войны Советская власть примирилась с церковью, но потом машина антирелигиозной пропаганды вновь заработала на полную мощь. И я хорошо помню, как, прочтя в детстве книгу Лео Таксиля "Забавная библия", изводил примерами из неё свою бабушку. Что было, то было…
Лёжа после Нового года на обследовании в ННЦХ имени А.Н. Сызганова, я прочёл книгу автобиографической прозы Андрея Макаревича "Было, есть, будет…". И там в эссе "Песни про любовь" подсмотрел не только пример про инсталляцию, перформанс и видеоарт, но и прочёл следующие рассуждения об искусстве вообще и т. н. актуальном (современном) искусстве в частности:
Возвращаясь к определениям, рискну дать своё. Примерно так: искусство есть стрельба в неведомое, где степень точности попадания соответствует степени приближения человека к Богу.
Фи, как старомодно, правда?
А ведь Бог есть любовь.
Поэтому и Мадонна с младенцем — это любовь, и рождение Весны — это любовь, и портрет неизвестной — любовь, и девочка на шаре, и…
Актуальное искусство бежит от любви, как чёрт от ладана. А знаете почему? Потому что когда поёшь песню о Любви — нельзя сфальшивить: сразу будет слышно. Шилов получится. Вот всё остальное можно замечательно уместить в концепт: стёб, ещё стёб, разрушение, смерть, многозначительность и ещё немного стёба.
Мне кажется, чтобы заниматься актуальным искусством, надо иметь внутри себя очень большой запас нелюбви.
[…]
Давайте придумаем более точное название тому, чем вы занимаетесь. Концептуальное самовыражение, например. Или современный прикол. Только не искусство. Жалко искусства.
По-моему, лучше и не скажешь.
Оставить комментарий: | в Facebook |
Необходимое предисловие: Свой выбор я сделал задолго до того, как в Париже случилось чудовищное преступление (чудовищная провокация?) - расстрел редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo ("Шарли-Эбдо"). И ещё больше укрепился в правильности своего выбора.
Следует признать: при том, что я и кинотеатр - сочетание редкое, ещё никогда моя киноактивность не была такой катастрофически низкой, как в 2014 году. Смотрим: 36 походов в кино в 2009 году ⇒ 34 (2010) ⇒ 25 (2011) ⇒ 21 (2012) ⇒ 24 (2013) ⇒ 14 (2014) - отрицательный тренд налицо. И это при том, что, если не считать фильмов "Быстрее, чем кролики" и "Невероятная жизнь Уолтера Митти", попавших в мой кинообзор 2013 года, список фильмов в прокате 2014 года на портале "KINO.kz - Киноафиша Казахстана" насчитывает аж 327 картин!
Ну и ладно, всё равно своему правилу определять лучшую кинопремьеру года я изменять не буду. Напомню, что в 2009 году победителем опроса самого себя вышел фильм "Аватар", в 2010-м - "Брестская крепость", в 2011-м - "О чём ещё говорят мужчины" и "Живая сталь", в 2012-м - "Шал" и "Неприкасаемые", в 2013-м - "Легенда №17" и "Гонка".
Привычное пояснение к моим оценкам, которые указаны ниже перед названием каждого фильма: 5+ - Фильм - супер, 5 - Очень понравился, 4 - Посмотрел с удовольствием, 3 - Посмотрел с интересом, 2 - Фильм так себе, 1 - Деньги на ветер, б/о - Без оценки (бывает и такое, как видите). Что же касается указанного в заголовке поста лауреата минувшего года, то на нём я остановлюсь особо…
Итак, комедийный фильм французского режиссёра Филиппа де Шоврона по сценарию, написанному им совместно с Ги Лораном - "Qu`est-ce qu`on a fait au Bon Dieu?". Название можно перевести как "Чем мы провинились перед Богом?", но прокатчики не придумали ничего лучше дурацкого "Безумная свадьба".
Сюжет прост: в маленьком, но славном своей историей (именно здесь в 1429 году Жанна Д'Арк впервые встретилась с будущим королём Карлом VII) городишке Шинон, расположенном в 300 км к юго-западу от Парижа, живёт супружеская пара. Мсье Клод Вернёй (его играет Кристиан Клавье) и его жена Мари (Шанталь Лоби) - добропорядочные буржуа и католики, и мечтают удачно выдать замуж своих четырёх красавиц-дочерей.
Однако с самого начала всё пошло не так: самая старшая из дочерей адвокат Изабель (Фредерик Бель) нашла своё счастье с коллегой-юристом Рашидом (Меди Садун), у которого только один недостаток: он - араб, мусульманин. Дальше - больше: дантист Одиль (Джулия Пьятон) выбрала в мужья предпринимателя еврея-сефарда Давида (Ари Абиттан), художница Сеголен (Эмили Каен) - банковского работника китайца Чао (Фредерик Чау). Можно представить себе, как осложнилась при этом жизнь родителей!.. Вся надежда на самую младшую - Лауру (Элоди Фонтан). И жених на примете есть: сын уважаемых родителей из их же городка, с хорошием образованием и приличной работой. Вот только Лаура решает по-своему: она выходит замуж за Шарля (Нум Диавара), который, несмотря на имя… чернокожий выходец из Кот-д`Ивуара!
В этом фильме постоянно возникают то непростые, то забавные ситуации, да иначе и быть не может, когда сталкиваются представители такого количества различных рас и религий. Но в итоге счастливы все! Потому что миром в этом фильме правит Любовь. Вот бы и в жизни всегда так!..
ДЕКАБРЬ
3 - "Чем дальше в лес…" (Into the Woods) - Мэрил Стрип, Эмили Блант, Джонни Депп
4 - "Хозяева" - режиссёр - Адильхан Ержанов
4 - "Хоббит: Битва пяти воинств" (The Hobbit: The Battle of the Five Armies) - Мартин Фримэн, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Джеймс Несбитт, режиссёр - Питер Джексон
НОЯБРЬ
4 - "Интерстеллар" (Interstellar) - Мэттью МакКонахи, Энн Хатауэй, Майкл Кейн режиссёр - Кристофер Нолан
АВГУСТ
1 - "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать" (Sin City: A Dame to Kill For) - Эва Грин, Джош Бролин, Джозеф Гордон-Левитт, Микки Рурк, Джессика Альба, Брюс Уиллис, Рэй Лиотта
4 - "Неудержимые 3" (The Expendables 3) - Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэтем, Мэл Гибсон, Харрисон Форд, Антонио Бандерас, Уэсли Снайпс, Дольф Лундгрен, Терри Крюс, Арнольд Шварценеггер, Рэнди Кутюр
ИЮЛЬ
4 - "Планета обезьян: Революция" (Dawn of the Planet of the Apes)
5+ - "Безумная свадьба" (Qu`est-ce qu`on a fait au Bon Dieu?)
4 - "Превосходство" (Transcendence) - Кейт Мара, Джонни Депп, Морган Фримэн, Пол Беттани
АПРЕЛЬ
4 - "Отель романтических свиданий" (Hotel Normandy) - Элена Ногуэрра, Эрик Элмоснино, Ари Абиттан
ФЕВРАЛЬ
5 - "Далласский клуб покупателей" (Dallas Buyers Club) - Мэтью Макконахи, Дженнифер Гарнер
б/о - "Трудно быть богом" - Леонид Ярмольник, реж. Алексей Герман БДШ
4 - "Волк с Уолл-стрит" (The Wolf of Wall Street) - Леонардо ДиКаприо, Джона Хилл, Мэтью Макконахи, режиссёр - Мартин Скорсезе БДШ
ЯНВАРЬ
5 - "Август" (August: Osage County) - Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Юэн МакГрегор, Крис Купер, Бенедикт Камбербэтч БДШ
Оставить комментарий: | в Facebook |
В 1948 году один из моих самых любимых поэтов Николай Глазков написал стихотворение, начинавшееся строфой:
Жизнь моя для стихов исток.
Я могу подвести итог:
Написал пятьдесят тысяч строк,
Зачеркнул сорок пять тысяч строк.
Прозаический блог - не стихи, здесь строки подсчитать затруднительно, а вот посты - легко! Так вот, первую запись в "Колонке редактора" информационно-просветительского портала "Lyakhov.KZ — Большая энциклопедия Казнета" я сделал 22 апреля 2001 года, а на сегодня постов в "Блоге Дяди Шала", как с 2007 года называется "Колонка редактора", насчитывается ровно 894!
Вполне логично, что чаще всего я писал на тему Казнета: ему посвящена каждая восьмая заметка. Каждая одиннадцатая - о футболе, каждая двенадцатая - о тех или иных событиях и проблемах жизни суверенного Казахстана, и дальше по нисходящей - о моментах личной жизни, новостях интернета, литературных новинках и кинопремьерах, праздниках и своей работе etc… Если же смотреть по годам, то самыми "урожайными" оказались 2009 и 2010 годы.
Что ж, буду продолжать эту добрую традицию и дальше. А это значит, что совсем скоро год Синей Деревянной Козы порадует вас, друзья, юбилейным 900-м постом!
Оставить комментарий: | в Facebook |