© Федор КАМПАНИЕЦ
В Национальном музее РК с древними правителями Центральной Азии |
— Александр Егорович, как вы относитесь к регулированию Интернета государством?
Чем отличаются подходы к этому вопросу у нас и на Западе?
— Мне многое не нравится из того, что говорится и делается на Западе. Часто говорится
одно, а делается другое. И я не люблю разговоры о подлинной и неподлинной демократии.
Применительно к Интернету - тоже.
Нет ничего, в чем бы нам давалась полная воля. Так и управление доменным пространством дает определенные права его хозяину. Другое дело, как использовать эти права. Например, борьба властей с сайтом Borat.kz, на мой взгляд, затея зряшная. Клоун есть клоун, и обращать внимание на артистические выходки не стоило. В результате же мы явили миру негативный пример того, как с помощью правил и норм можно влиять на положение дел в распределении доменных имен. Любые действия властей по ограничению свободы слова в Интернете рассчитаны, скорее, на "чайников". Потому что специалисты всегда найдут массу способов, как обойти эти ограничения и со стороны хостеров, и со стороны пользователей. Интернет - такая сеть, где ограничить распространение информации почти невозможно.
— Попытки контроля Интернета утопичны?
— Они не утопичны, но, на мой взгляд, неразумны. Да, можно, например, ограничивать доступ
к сайтам, что мы нередко видели на примере того же "Навигатора", "Евразии", "КУБа". Но это борьба с ветряными мельницами! Вместо того, чтобы
бороться, государство должно помогать создателям сайтов расширять представление в мире о нашей стране.
В конце концов, если ты считаешь, что на каком-то ресурсе преобладает информация против тебя, сделай такой сайт, на котором будет размещена информация за тебя. А пользователь будет выбирать, куда ему зайти - туда или сюда. Кому-то нравится одно, кому-то другое - выбирай и читай.
Еще о поддержке государства. У нас ведь как получается? Сайты создаются энтузиастами и живут какое-то время - полгода, год… Затем энтузиазм без денег и поддержки пропадает - пропадает и сайт. Хотя сам ресурс был интересен!
— У нас есть статистика о темпах роста регистрации национальных доменов?
— Такой статистики нет. Недавно я был на Российском интернет-форуме и привез оттуда издания RU-CENTER, аналога нашего KazNIC.
Так вот, они выпустили приличного объема книгу, где опубликованы статистика по Рунету и всякие
занимательные факты. Это кладезь всего интересного о доменах, есть периодическая статистика,
обновляемая каждые полгода: прирост доменов, рейтинг популярности доменных имен и сайтов,
информация о тенденциях роста регистрации доменов по регионам. Поиск, обработка и предоставление
статистической информации - нормальный подход любого регистратора к своим обязанностям,
которые заключаются не только в том, чтобы брать деньги за регистрацию и текущую поддержку,
но и давать справочный материал. Взял книгу и сразу видишь, какая ситуация…
У нас же точно неизвестно, сколько доменных имен зарегистрировано. Трудно вообще найти какую-либо статистику! Дифференцированная статистика по годам, по регионам, кто регистрирует чаще, корпоративные или частные лица - все это тайна за семью печатями. Может быть, эта работа и ведется, но ее не видно! Да я даже согласен на контроль и цензуру, если это будет способствовать развитию Интернета.
— А такое может быть? Возможно, что тогда меньше будут регистрировать домены, открывать
сайты, и информационные потоки будут проходить хуже.
— Пример России показывает, что наряду с контролем государство много вкладывает в развитие
Интернета. Выпускаемые материалы и статистика, разные мероприятия дают людям понять, что Интернет -
это уже та отрасль народного хозяйства, за работу в которой дают премии и медали. Да и зарабатывать
в России на управлении и экспертизе интернет-проектов можно хорошие деньги. У нас же ничего подобного,
увы, нет…
— О чем свидетельствует развитие национального домена?
— Есть два показателя - количество и качество. В количественном плане чем больше
доменов, тем больше интереса к Интернету. Другое дело - качество регистраций. Если регистрируют
для того, чтобы сделать полезный сайт - это одно. Если для того, чтобы застолбить место
для последующей перепродажи - другое. Нельзя сказать однозначно, что чем больше регистраций,
тем Интернет более развит. Каждую неделю я просматриваю не один десяток сайтов и могу сказать,
что большинство из них нужны только их хозяевам, никакой общественной пользы они не приносят.
— В чем выражается общественная польза сайта?
— Сайт - это как выставка художника, который придумывает образы, создает картины
и выставляет их. Один человек подошел - заинтересовался, второй, третий, вот и выставка
получилась. То же и сайт: любая тема может стать предметом общественного интереса. А общественный
интерес - это уже общественная польза. Значит, людей что-то тронуло в вашем хобби.
Теперь коснусь информационного наполнения сайтов. Любая база данных, например, по автомобилям, по жилью и т.д., может стать предметом общественного интереса. Если сайт посещается, значит, люди в вашей информации нуждаются. Даже корпоративный сайт можно сделать общественно значимым, если он открыт не для галочки, а для развития. В этом как раз и проявляется мастерство разработчиков, рекламщиков, маркетологов…
— На какие критерии следует ориентироваться в оценке развитости сайта?
— Открыть сайт - это только 10% успеха. Остальные же 90% - это ежедневная,
рутинная работа: поддержка, обновление, правка, введение новых рубрик и т.д. Без этого любой сайт
через месяц заглохнет, и на него никто не будет ходить. Первое, что всегда отличает творческую
и профессиональную работу от любительской - это наличие контента, сделанного профессионалом,
прежде всего наличие баз данных. Кто, как не профессионал, который ежедневно варится в этом котле
и знает всех в лицо и поименно, может собрать эти данные? Второе - это эксклюзивные интервью
со специалистами. Третье - аналитические материалы с широким охватом темы и глубоким
проникновением в нее. И четвертое - социологические исследования, опросы и их обработка.
Это четыре кита, на которых стоит любой портальный сайт, будь то горизонтальные порталы -
энциклопедии обо всем, или же вертикальные - узконаправленные профессиональные энциклопедии
(например, горного дела). Другое дело, как реализовать эти несложные советы…
— В создании условий для развития Интернета мог бы быть заинтересован и бизнес?
— Естественно, одна из главных задач государства - обеспечить наилучшие условия
для бизнеса. Нужно открыть рынок для как можно большего числа игроков, в том числе и для западных
компаний. Обеспечение нормальной конкурентной среды - это, в первую очередь, упрощение
процедур лицензирования и сертификации, устранение коррупции в этих делах.
Да, у нас невелико население - всего лишь 15 миллионов человек, но давайте стремиться к тому, чтобы выйти на уровень Скандинавских стран, где Интернетом пользуются почти 90% населения! Если у нас будет не один миллион пользователей, а хотя бы 10 миллионов, тогда и можно будет говорить о коммерции и электронном правительстве.
Другая сторона - качество. Если человек заходит в Интернет, чтобы воспользоваться интернет-банкингом или сделать покупку в интернет-магазине - это одно. Это - показатель его имущественного статуса и возможность предложить ему рекламу. А давать рекламу пацанам, которые заходят в Интернет, чтобы поболтать в чатах, смысла нет. Ну а если неоткуда взяться деньгам у владельцев сайтов, следовательно, и поддержка сайтов - в чистом виде филантропия и увлечение, которое имеет неприятное свойство быстро проходить…
— С Интернетом складывается та же ситуация, что и с банковской ситемой. Необходимо
создавать условия для коммерции, чтобы как можно больше людей могли пользоваться банковскими
услугами, и тогда система заработает в полную силу.
— Именно! Потому-то и банки наши выходят на иностранные рынки соседних стран, что им
недостаточно нашего сегодняшнего внутреннего рынка. Чем лучше живут люди, чем больше успешных
компаний в стране, тем больше клиентов появляется у банков. То же самое и с Интернетом.
— Как вы относитесь к идее электронного правительства?
— Как идея все это - замечательно! Каждый ведь знает, как нелегко все эти справки
собирать от кабинета к кабинету. В любом заведении приходится преодолевать массу бюрократических
препон, иногда даже кажется, что это делается специально, чтобы вымогать у нас деньги. Если
удастся сделать электронное правительство таким, каким оно должно быть, то есть полностью
заменяющим эти громоздкие бюрократические структуры, я буду счастлив. Потому что никакого
удовольствия от личного общения с чиновниками я не испытываю. Уж лучше я буду делать это через Интернет.
Но любой чиновник понимает, что электронное правительство залезает ему в карман. Поэтому идея будет тормозиться на всех уровнях, чему примеры мы уже видим. И все же я надеюсь, что рано или поздно идея будет реализована.
— Сейчас процветают популистские настроения: считается, что Интернет влияет на психику,
что он вызывает компьютерный синдром. Действительно ли Интернет ведет к социальной изоляции или,
напротив, к усилению социальной активности?
— Озабоченность, прежде всего, вызывает общение с компьютером молодого поколения.
Но ведь в любом времени были дети, которым интереснее были книги и шахматы, а не улица и футбол.
Так что рассуждать без статистики о том, какой вред детям наносят компьютерные клубы, бессмысленно.
И если проблема как-то связана с Интернетом, то это еще не значит, что она им вызвана.