© Алевтина ДОНСКИХ
Примечание А. Ляхова: Два маленьких пояснения: 1) Интервью со мной в "КазПравде" является частью большой подборки материалов
по вопросам развития интернета в Казахстане; 2) Название интервью, как я понимаю, навеяно
автору известным из школьного курса истории Древней Греции псевдопарадоксом философа
Зенона Элейского,
утверждавшего в одной из своих апорий, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать
черепаху, поскольку Ахиллесу необходимо сначала добежать до места, откуда начала движение
черепаха, а она за это время уползет вперед. Ахиллес должен будет бежать до нового
местоположения черепахи, но и она за это время хоть немного, но снова уползет вперед.
Таким образом, по Зенону, черепаха всегда будет на какое-то расстояние опережать Ахиллеса…
Мало кто знает, что в 1999 году мировое сообщество отпраздновало тридцатилетие Интернета. В СССР Интернет, в отличие от секса, тоже был. Хотя уж очень локальный. Он опознавался по литерам SU. В 1994 году в России их заменили на теперь уже известный всему интернет-сообществу домен RU. В том же году, но немногим позже появился домен KZ. Так что прошедшей осенью - 19 сентября - мы отметили десятилетний юбилей. Правда, его почти никто не заметил. Прошла немногочисленная конференция, да и то ее организаторами выступили москвичи. Подвести итоги первого десятилетия Казнета согласился журналист и веб-издатель Александр ЛЯХОВ. По отзывам профессионалов - один из основоположников отечественного "сайтостроения".
— Александр Егорович, так что же унаследовал Казнет и почему у нас такое скудное поле?
— Когда в 1997 году я начал собирать каталог казахстанских сайтов, первый список состоял
из 333 веб-ресурсов. А в 1995 году их вообще было не больше двух десятков! Теперь же
в моих обзорах Казнета
только еженедельно фиксируется от 10 до 15 сайтов, а всего за пять с лишним лет в них
"отметились" более 4 000 сайтов! Сейчас какие-то из них закрылись, какие-то
сменили название, разработчиков… Поэтому я даже пометки делаю, что заметки актуальны
только на момент их написания, поскольку сайты, в отличие от книги, могут поменять все.
Создание хорошего сайта обходится недешево - от 5 000 долларов и выше. Причем его последующая поддержка тем дешевле, чем дороже он обошелся изначально. Его легче обновлять, проще добавлять новые функции.
— Но сайты - еще не весь Интернет. Его возможности слабо используют в своих
профессиональных целях бизнес, власть. У нас не создаются поисковые системы, каталоги…
— В 1999—2000 годах на волне мирового ажиотажа в российский Интернет (Рунет)
было инвестировано около 20 миллионов долларов, что позволило реализовать большое количество
интернет-проектов. Какие-то из них, конечно, лопнули, какие-то трансформировались.
Но большинство проектов портального типа - "Рамблер", "Яндекс", "Мейл.Ру", "РосБизнесКонсалтинг" - работают до сих пор и являются
результатом успешного освоения тех средств. К сожалению, до нас эта волна так и не дошла.
Теперь в России деньги вкладывают осмотрительнее, но все-таки инвестиции идут. У нас же госчиновники "вспоминают" об Интернете лишь после президентских напоминаний, что же касается "Большого Бизнеса", то я не знаю ни одной компании, которая вложила хотя бы пару сотен тысяч долларов в развитие интернет-проектов. Хотя инициатив много…
К примеру, слабо развивается Site.KZ, обещавший пять лет назад стать казахстанским "Яндексом". Что касается казахстанского "поисковика", думаю, нет смысла делать собственный. Но каталог всего Казнета должен быть! К сожалению, трудно найти солидных инвесторов, которые бы понимали, что это проект, потребность в котором есть не только у казахстанских пользователей, но и у пользователей всей Всемирной паутины. И это мог бы быть очень рентабельный проект! Я не знаю ни одного западного каталога, который поддерживался бы на правительственном уровне. Но, может быть, нашему Правительству стоит объявить тендер на создание такого колоссального информационного ресурса? Ведь, помимо всего прочего, это и вопрос имиджа страны, презентации ее экономических, интеллектуальных ресурсов, возможность расширения деловых, гуманитарных, культурных связей.
— Наверное, бизнес просто не видит возможностей заработать на таких проектах?
— Одна из возможностей заработать - реклама. Тот же Site.KZ увешан ею, как
породистый пес - медалями. Он даже открывается с трудом из-за всех этих баннеров.
Но, думаю, тут проблема глубже. Те, кто имеет деньги, не понимают выгоды и не хотят что-то
изменить. А они вкладывают деньги только в то, что понимают.
Другое дело, что у нас очень мало людей, которые могут преподнести инвесторам выгоду от интернет-проекта. Интернет начинался "технарями", а это люди "в себе". Вот и замыкается проект на человеке или узкой группе пользователей. Поэтому сейчас имеется очень большой разрыв между авторами и хозяевами интернет-проектов. Можно инициировать проект, сделать дизайн, наполнить его содержанием, обеспечить поддержку. Но все такие проекты очень личностные. И в случае ухода разработчика проект, как правило, заканчивается.
Если говорить дальше о возможностях заработка, то веб-проект может окупаться и за счет собственного промоушена компании. Но сайт не должен быть одноразовым, а его обновление должно быть доступно даже человеку, плохо разбирающемуся в IT.
— Есть ли действующие интернет-проекты, которые, с вашей точки зрения, грамотны и полезны?
— Да, и их много. Например, сайт Алматинского аэропорта, на котором можно видеть обновляемую
каждые три минуты информацию о прилетах-вылетах самолетов. Замечательная система,
реализованная Рауфаэлем Байрашевым. Профессиональным я бы назвал сайт Казахстанской фондовой биржи, который дает возможность участвовать
в электронных торгах. Это хороший пример реализованной бизнес-программы. Хорошо сработаны
и активны сайты - новостной портал www.inform.kz, юридические порталы www.zakon.kz, авторы - Игорь Лоскутов и Александр Галаншин,
и www.pavlodar.com/zakon/,
авторы - Александр Чашкин и Иван Замира, сайт кинопроката www.kino.kz - Ирины Субханбердиной. Можно упомянуть отличные сайты
по компьютерной и оргтехнике www.alfa.kz,
автомобилям www.omega.kz и т. п.
— А как вы оцениваете сайт "Казахстанской правды"?
— Я им частенько пользуюсь. Но после его переработки иногда возникают проблемы
с поиском архивных материалов. На мой взгляд, требует доработки и структура всего сайта.
— Как сильно страна отстает от остального интернет-мира и когда "черепаха догонит Ахилла"?
— Не все так пессимистично. В развитии Интернета мы отстаем от России года на два,
от Запада - лет на пять. Не думаю, что мы когда-нибудь достигнем стопроцентного охвата.
Этого нет даже в самых продвинутых странах. В Финляндии, например, Интернетом активно
пользуются около 90 процентов населения, у нас в лучшем случае десятая часть.
Но если за пять лет мы хотя бы треть населения сделаем пользователями Интернета,
это будет большой прорыв. Только нужно реально подходить к проблеме: вряд ли им будут
активно пользоваться люди пенсионного возраста. А вот дети овладевают им запросто!