© Вячеслав ЛИ
Мое домашнее рабочее место |
— Каким был Ваш путь в PR?
— Вопрос подразумевает, что я шел-шел в PR и наконец-то в него пришел (смеется). Конечно же,
это не так. Я никогда не страдал, как это можно было понять из ответа на предыдущий вопрос, ложной
скромностью, и для меня пиар - это естественное продолжение самовыражения через
литературное творчество,
через журналистику, через веб-сайты
и прочие публичные дела. То есть, пиар для меня не конечная цель маршрута, а лишь одно из средств,
помогающих достигать каких-то его пунктов. Отмечу лишь, что мое первое высшее образование, полученное
еще в советское время, с PR никак не соприкасалось (да тогда и термина-то такого не было!),
а вот при обучении на Эм-Би-Эй (степень магистра я получил в прошлом году) вопросы PR, естественно,
рассматривались во многих курсах.
— Как Вы оцениваете уровень развития рынка PR в Казахстане?
— Чем полагаться на свои субъективные ощущения, сошлюсь на результаты исследований.
12 мая мне довелось участвовать в 1-м Форуме практиков по связям с общественностью в Казахстане
"PR-день: Бизнес-коммуникации", и на нем были озвучены данные о примерной оценке объема
рынка PR и рекламы в нашей стране - около 300 млн американских долларов. Сравните
с оценкой российского рынка -
3 млрд 855 млн долларов, и вам самим все станет ясно…
— Ваша самая большая победа как PR-специалиста?
— Наверное, это то, что меня считают PR-специалистом (смеется). А если серьезно…
Попробуйте в строке поиска ведущих поисковых служб Интернета указать "ляхов", -
и результат поиска будет начинаться либо с Lyakhov.KZ, либо с моей страницы в ФРИ. Вот это я и считаю своей главной победой как PR-специалиста.
— Что такое PR в Интернете и есть ли он в Казахстане? Если да, на каком уровне
развития он находится? Какие Вы знаете примеры PR-проектов в Интернете?
— PR в Интернете подразумевает умение эффективно использовать все предоставляемые Сетью
возможности - информационные, коммуникационные и рекламные. Работа с поисковыми службами,
обмен сообщениями посредством электронной почты и систем типа ICQ, баннерная и другие виды рекламы
и т.д. и т.п. - все это замечательно описано Тимофеем Бокаревым в его "Энциклопедии интернет-рекламы". Вот только казахстанскими пиарщиками
вышеуказанные возможности почти не используется. Простой пример. Уже упоминавшийся выше PR-форум
собрал весь спектр PR-профессионалов - от представителей науки и практикующих менеджеров
до преподавателей ведущих алматинских вузов и их студентов. Но что интересно: много говорилось
о недальновидной политике Министерства образования и науки РК
в отношении PR-специальности, о нехватке квалифицированных кадров, об отсутствии учебных пособий
и кейсов, учитывающих казахстанскую специфику, и ничего - об использовании интернета
В пиаре и ДЛЯ пиара! А ведь только список ресурсов Казнета на различные темы PR, маркетинга и рекламы
включает более 3-х десятков сайтов!
— Вас считают "отцом казахстанского Интернета". Расскажите историю этого "отцовства"…
— Сам я в "отцы" не записывался и к подобным "титулам" отношусь
с большой иронией. Другое дело, что, работая в 1994-98 годах в одной из ведущих казахстанских
телекоммуникационных компаний, я был непосредственно причастен к появлению и массовому распространению
Интернета в нашей стране. Помню, когда в 1996 году мы делали первую версию корпоративного сайта
ASTEL, не было ни толковых учебников, ни грамотных
учителей. Приходилось, как в медицине, учиться веб-дизайну, "препарируя" чужие сайты
и пытаясь разобраться, что же там "внутри"… То же самое касалось и интернет-провайдерства.
Зато такое "погружение в предмет" всегда помогало мне воспринимать Интернет не в виде этакого
"черного ящика", а как живой организм - со всеми его внутренними органами и связями.
— Как Вы оцениваете Интернет в Казахстане: особенности, уровень и перспективы развития?
— Главная наша беда с точки зрения развития интернета - это одинаково большая удаленность
Казахстана от основных центров генерации трафика. Европа, Дальний Восток и Юго-Восточная Азия,
не говоря уж об Америке и Австралии - ото всех мы далеки! Соответственно, велика и протяженность
проводных магистральных каналов, и их стоимость. Еще дороже спутниковая связь… И все-таки
ситуация на рынке связи меняется! Де-юре ликвидирована монополия "Казахтелекома" на междугородную и международную связь, посмотрим,
как будут развиваться события де-факто. Все более массово внедряются высокоскоростные технологии
проводной и радиосвязи. Должны подтолкнуть рынок и государственные программы - по технопаркам
и по "Электронному правительству". В общем, движение вперед есть, есть к чему стремиться…
— Какие яркие, интересные интернет-проекты в Казахстане Вы можете отметить?
— Стало уже традицией, что 1 раз в два года я делаю обзор самых интересных и важных
для развития Казнета (на мой взгляд, конечно!) веб-проектов. Так было
в канун 2001 года, так было
в июле 2003 года, когда я приурочил к выходу 200-го выпуска своих "Блинов" т.н.
"Казнет-2003 Топ25+".
Новый юбилей (300-й выпуск!) запланирован на начало июля нынешнего года, тогда же будет обнародован
и "Казнет-2005 Топ50". Так что, потерпите до июля…
— Как Вы сейчас представлены в интернет-пространстве Казахстана: Ваши проекты, Ваши планы…
— Мой главный интернет-проект - это, конечно же, информационно-просветительский портал
"Lyakhov.KZ - Большая энциклопедия Казнета",
объединяющий под одной "крышей" такие вполне самодостаточные работы,
как "Горячие Блины со Сковородки Казнета", "Казахстанский интернет-гид",
"Казахстанский футбол", "Казахстанская хроника "П"
и "Очерки истории Алма-Аты" (вместе с историком и краеведом Владимиром Николаевичем Проскуриным).
Кроме того, я работаю в оргкомитетах двух конкурсов сайтов - "Казахстанская интернет-премия AWARD-2005" и "WebNation", а еще в двух - "Звезды Татнета" и Национальный интернет-фестиваль "Узбекистан 2005" - приглашен участвовать в качестве члена жюри.
Понятно, что при такой загруженности в свободное от основной работы время планировать какие-то новые проекты очень тяжело…
— Можете ли Вы рассказать о том, какие сейчас перед Вами стоят задачи
в "Казкоммерцбанке" и как Вы их решаете?
— По умолчанию, банки как финансовые институты вовсе не обязаны выступать в роли
контент-провайдеров Интернета. Однако с подачи управляющего директора Ермека Насрединовича Шамуратова
в крупнейшем банке Казахстана считают по-другому, вот почему наряду с ресурсами финансового характера
здесь активно поддерживают проекты, к банковской деятельности отношения вроде бы и не имеющие.
А моя задача как заместителя директора Департамента общественных связей как раз и заключается
в курировании контентной части интернет-проектов банка и его партнеров.
— Какие PR-проекты Казкоммерцбанка Вам кажутся наиболее интересными?
— Бесспорно, самым популярным нашим интернет-проектом является "Казахстанская киноафиша", охватывающая уже 26 кинотеатров
в 9 городах Казахстана. Замечательный подарок Казкоммерцбанк преподнес поклонникам конкурса
SuperStar.kz. Неплохое информационное подспорье
для любителей путешествовать представляет сайт Travel Club Kazakhstan. А какая поездка без прогноза погоды? И, если вас
не устраивает прогноз погоды от Казгидромета, можно воспользоваться казкомовским "всепогодником" - с прогнозом для более 40 точек
по всему Казахстану от американского Института глобального исследования окружающей среды. Вдали
от дома может пригодиться бесплатная электронная почта Inbox.kz, а новостной портал
всегда предоставит вам свежую информацию, - и не только о казахстанских делах! В процессе
разработки находятся еще несколько интересных проектов…
— Роль Интернета в продвижении банка, который вы представляете? И, конечно,
Ваша роль в продвижении банка.
— Еще лет 10 назад банки как черт ладана боялись Интернета, сейчас же любое заявление банков
о своей технологичности и инновационности подразумевает широкое его использование. И мне приятно,
что Казкоммерцбанк лидирует в стране не только по финансовым показателям, но и по внедрению
интернет-технологий. Так, уже десятки тысяч людей пользуются порталом Homebank.kz, надеемся мы, что столь же популярным станет со временем и портал
для юридических лиц Onlinebank.kz. Многие
казахстанские интернет-магазины используют для электронных платежей нашу ePay - первую в Казахстане открытую систему авторизации пластиковых карточек
через Интернет с уникальной технологией обеспечения безопасности транзакций Visa 3D-Secure. Наконец,
в прошлом году заработала интернет-биржа, в торгах
на которой уже "отметились" более 100 компаний.
Вот так, по принципу "Пока другие говорят, мы делаем!", мы продвигаем Интернет, а он, в свою очередь, помогает формировать образ Казкоммерцбанка как передового финансового института не только в стране, но и за ее пределами. Многочисленные международные награды банка - тому свидетельство!
— Какими будут Ваши пожелания интернет-пиарщикам и просто пиарщикам?
— Пожелание простое: друзья, постоянно повышайте свой профессионализм и массовость целевой
аудитории! Остальное, как говорится, приложится…