"Сам я в "отцы Казнета" не записывался!"

Опубликовано 30 мая 2005 г. на портале ProPR.kz

© Вячеслав ЛИ

     РАБОЧЕЕ МЕСТО
 
Мое домашнее рабочее место
 
— Краткая автобиографическая справка - образование, профессиональный путь, семья…
— Без ложной скромности скажу, что более публичного человека, чем я, в Казнете сыщешь едва ли. И, если не брать дела семейные, о которых я предпочитаю не распространяться, то вся остальная моя жизнь достаточно подробно представлена на моем личном сайте, более того, там даже есть специальный раздел "Curriculum Vitae".

— Каким был Ваш путь в PR?
— Вопрос подразумевает, что я шел-шел в PR и наконец-то в него пришел (смеется). Конечно же, это не так. Я никогда не страдал, как это можно было понять из ответа на предыдущий вопрос, ложной скромностью, и для меня пиар - это естественное продолжение самовыражения через литературное творчество, через журналистику, через веб-сайты и прочие публичные дела. То есть, пиар для меня не конечная цель маршрута, а лишь одно из средств, помогающих достигать каких-то его пунктов. Отмечу лишь, что мое первое высшее образование, полученное еще в советское время, с PR никак не соприкасалось (да тогда и термина-то такого не было!), а вот при обучении на Эм-Би-Эй (степень магистра я получил в прошлом году) вопросы PR, естественно, рассматривались во многих курсах.

— Как Вы оцениваете уровень развития рынка PR в Казахстане?
— Чем полагаться на свои субъективные ощущения, сошлюсь на результаты исследований. 12 мая мне довелось участвовать в 1-м Форуме практиков по связям с общественностью в Казахстане "PR-день: Бизнес-коммуникации", и на нем были озвучены данные о примерной оценке объема рынка PR и рекламы в нашей стране - около 300 млн американских долларов. Сравните с оценкой российского рынка - 3 млрд 855 млн долларов, и вам самим все станет ясно…

— Ваша самая большая победа как PR-специалиста?
— Наверное, это то, что меня считают PR-специалистом (смеется). А если серьезно… Попробуйте в строке поиска ведущих поисковых служб Интернета указать "ляхов", - и результат поиска будет начинаться либо с Lyakhov.KZ, либо с моей страницы в ФРИ. Вот это я и считаю своей главной победой как PR-специалиста.

— Что такое PR в Интернете и есть ли он в Казахстане? Если да, на каком уровне развития он находится? Какие Вы знаете примеры PR-проектов в Интернете?
— PR в Интернете подразумевает умение эффективно использовать все предоставляемые Сетью возможности - информационные, коммуникационные и рекламные. Работа с поисковыми службами, обмен сообщениями посредством электронной почты и систем типа ICQ, баннерная и другие виды рекламы и т.д. и т.п. - все это замечательно описано Тимофеем Бокаревым в его "Энциклопедии интернет-рекламы". Вот только казахстанскими пиарщиками вышеуказанные возможности почти не используется. Простой пример. Уже упоминавшийся выше PR-форум собрал весь спектр PR-профессионалов - от представителей науки и практикующих менеджеров до преподавателей ведущих алматинских вузов и их студентов. Но что интересно: много говорилось о недальновидной политике Министерства образования и науки РК в отношении PR-специальности, о нехватке квалифицированных кадров, об отсутствии учебных пособий и кейсов, учитывающих казахстанскую специфику, и ничего - об использовании интернета В пиаре и ДЛЯ пиара! А ведь только список ресурсов Казнета на различные темы PR, маркетинга и рекламы включает более 3-х десятков сайтов!

— Вас считают "отцом казахстанского Интернета". Расскажите историю этого "отцовства"…
— Сам я в "отцы" не записывался и к подобным "титулам" отношусь с большой иронией. Другое дело, что, работая в 1994-98 годах в одной из ведущих казахстанских телекоммуникационных компаний, я был непосредственно причастен к появлению и массовому распространению Интернета в нашей стране. Помню, когда в 1996 году мы делали первую версию корпоративного сайта ASTEL, не было ни толковых учебников, ни грамотных учителей. Приходилось, как в медицине, учиться веб-дизайну, "препарируя" чужие сайты и пытаясь разобраться, что же там "внутри"… То же самое касалось и интернет-провайдерства. Зато такое "погружение в предмет" всегда помогало мне воспринимать Интернет не в виде этакого "черного ящика", а как живой организм - со всеми его внутренними органами и связями.

— Как Вы оцениваете Интернет в Казахстане: особенности, уровень и перспективы развития?
— Главная наша беда с точки зрения развития интернета - это одинаково большая удаленность Казахстана от основных центров генерации трафика. Европа, Дальний Восток и Юго-Восточная Азия, не говоря уж об Америке и Австралии - ото всех мы далеки! Соответственно, велика и протяженность проводных магистральных каналов, и их стоимость. Еще дороже спутниковая связь… И все-таки ситуация на рынке связи меняется! Де-юре ликвидирована монополия "Казахтелекома" на междугородную и международную связь, посмотрим, как будут развиваться события де-факто. Все более массово внедряются высокоскоростные технологии проводной и радиосвязи. Должны подтолкнуть рынок и государственные программы - по технопаркам и по "Электронному правительству". В общем, движение вперед есть, есть к чему стремиться…

— Какие яркие, интересные интернет-проекты в Казахстане Вы можете отметить?
— Стало уже традицией, что 1 раз в два года я делаю обзор самых интересных и важных для развития Казнета (на мой взгляд, конечно!) веб-проектов. Так было в канун 2001 года, так было в июле 2003 года, когда я приурочил к выходу 200-го выпуска своих "Блинов" т.н. "Казнет-2003 Топ25+". Новый юбилей (300-й выпуск!) запланирован на начало июля нынешнего года, тогда же будет обнародован и "Казнет-2005 Топ50". Так что, потерпите до июля…

— Как Вы сейчас представлены в интернет-пространстве Казахстана: Ваши проекты, Ваши планы…
— Мой главный интернет-проект - это, конечно же, информационно-просветительский портал "Lyakhov.KZ - Большая энциклопедия Казнета", объединяющий под одной "крышей" такие вполне самодостаточные работы, как "Горячие Блины со Сковородки Казнета", "Казахстанский интернет-гид", "Казахстанский футбол", "Казахстанская хроника "П" и "Очерки истории Алма-Аты" (вместе с историком и краеведом Владимиром Николаевичем Проскуриным).

Кроме того, я работаю в оргкомитетах двух конкурсов сайтов - "Казахстанская интернет-премия AWARD-2005" и "WebNation", а еще в двух - "Звезды Татнета" и Национальный интернет-фестиваль "Узбекистан 2005"  - приглашен участвовать в качестве члена жюри.

Понятно, что при такой загруженности в свободное от основной работы время планировать какие-то новые проекты очень тяжело…

— Можете ли Вы рассказать о том, какие сейчас перед Вами стоят задачи в "Казкоммерцбанке" и как Вы их решаете?
— По умолчанию, банки как финансовые институты вовсе не обязаны выступать в роли контент-провайдеров Интернета. Однако с подачи управляющего директора Ермека Насрединовича Шамуратова в крупнейшем банке Казахстана считают по-другому, вот почему наряду с ресурсами финансового характера здесь активно поддерживают проекты, к банковской деятельности отношения вроде бы и не имеющие. А моя задача как заместителя директора Департамента общественных связей как раз и заключается в курировании контентной части интернет-проектов банка и его партнеров.

— Какие PR-проекты Казкоммерцбанка Вам кажутся наиболее интересными?
— Бесспорно, самым популярным нашим интернет-проектом является "Казахстанская киноафиша", охватывающая уже 26 кинотеатров в 9 городах Казахстана. Замечательный подарок Казкоммерцбанк преподнес поклонникам конкурса SuperStar.kz. Неплохое информационное подспорье для любителей путешествовать представляет сайт Travel Club Kazakhstan. А какая поездка без прогноза погоды? И, если вас не устраивает прогноз погоды от Казгидромета, можно воспользоваться казкомовским "всепогодником" - с прогнозом для более 40 точек по всему Казахстану от американского Института глобального исследования окружающей среды. Вдали от дома может пригодиться бесплатная электронная почта Inbox.kz, а новостной портал всегда предоставит вам свежую информацию, - и не только о казахстанских делах! В процессе разработки находятся еще несколько интересных проектов…

— Роль Интернета в продвижении банка, который вы представляете? И, конечно, Ваша роль в продвижении банка.
— Еще лет 10 назад банки как черт ладана боялись Интернета, сейчас же любое заявление банков о своей технологичности и инновационности подразумевает широкое его использование. И мне приятно, что Казкоммерцбанк лидирует в стране не только по финансовым показателям, но и по внедрению интернет-технологий. Так, уже десятки тысяч людей пользуются порталом Homebank.kz, надеемся мы, что столь же популярным станет со временем и портал для юридических лиц Onlinebank.kz. Многие казахстанские интернет-магазины используют для электронных платежей нашу ePay - первую в Казахстане открытую систему авторизации пластиковых карточек через Интернет с уникальной технологией обеспечения безопасности транзакций Visa 3D-Secure. Наконец, в прошлом году заработала интернет-биржа, в торгах на которой уже "отметились" более 100 компаний.

Вот так, по принципу "Пока другие говорят, мы делаем!", мы продвигаем Интернет, а он, в свою очередь, помогает формировать образ Казкоммерцбанка как передового финансового института не только в стране, но и за ее пределами. Многочисленные международные награды банка - тому свидетельство!

— Какими будут Ваши пожелания интернет-пиарщикам и просто пиарщикам?
— Пожелание простое: друзья, постоянно повышайте свой профессионализм и массовость целевой аудитории! Остальное, как говорится, приложится…

Архив 2016 г.

Архив по годам

 Наш спонсор

Разное

О чём пишу

Реклама