© Олеся ЩЕЛКОВА
Скачать интервью (в PDF-формате, ~2,1 Мбайт)
Зафиксировать нарушение, пожаловаться и получить ответ, не доводя дело до суда. Это лишь одно из предложений в законопроект "Об Интернете", которое, возможно, будет рассмотрено. Если это случится, владельцы интернет-ресурсов смогут вздохнуть свободнее.
Организация юридических лиц "Интернет-ассоциация Казахстана" [1] намерена объединить всех участников казахстанского рынка интернет-услуг для превращения его в важнейший сектор экономики. Она также планирует решить массу проблем, связанных с недавно принятым законом "Об Интернете" [2]. О том, как все это будет претворяться в жизнь, мы поговорили с исполнительным директором ОЮЛ "Интернет-ассоциация Казахстана" АЛЕКСАНДРОМ ЛЯХОВЫМ.
— Александр Егорович, чем обосновано появление вашей интернет-ассоциации?
— Все эти летние споры вокруг законопроекта об Интернете [3] показали, что у нас нет профессиональной ассоциации, мнение которой было бы важно для того же АИСа [4]. Многие компании затрагивает деятельность государства, связанная с Интернетом, а отстаивать их права некому. Вот поэтому и возникло желание создать профессиональную ассоциацию участников рынка.
— Вы заявили, что ассоциация намерена объединить участников казахстанского интернет-рынка и превратить его в важнейший сектор экономики. Что вы имели в виду?
— Когда мы составляли список потенциальных участников ассоциации, у нас получилось более десятка областей деятельности бизнес-компаний, которые связаны с Интернетом. Но все, что придумывается государством, отражается на бизнесе людей, работающих на рынке интернет-услуг. А это широкий сектор компаний, платящих налоги в казну. Получается такой конгломерат, то есть сами участники рынка, их потенциальная аудитория, государство, международные организации и НПО. Здесь не столько большой рынок, сколько масса всех заинтересованных лиц. Все они пытаются тут работать и влиять на рынок.
— И все же Интернет в Казахстане плохо развит. Исходя из этого, можно ли говорить о важнейшей экономической составляющей в Казнете?
— Я считаю, что можно. Ведь главное, чтобы казахстанцы пришли в Интернет и поняли, что они не просто могут новости читать, но и пользоваться интернет-услугами. Люди - эта та составляющая, которая позволит поднять уровень Казнета.
Всегда есть естественный путь развития и искусственный. Ждать, когда наше население само дойдет до понимания Интернета, на мой взгляд, не лучший вариант, надо их подталкивать. Электронное правительство - один из таких толчков. Юридические лица уже давно сдают отчетность через Интернет, не тратя времени и не отстаивая очереди. Все это экономит наше с вами время. Более того, вскоре и хождение по ЦОНам [5] прекратится. А значит, уменьшится коррупция.
— Все это хорошо, но ведь вы сами знаете, на каком низком уровне развития находится наше электронное правительство.
— Сейчас да, но это дело времени. Понятно, что любая электронная система исключает прямое взаимоотношение людей, а значит, нет взяток, подарков. Электронная система работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Поэтому, когда такая система внедряется, идет тихий саботаж сотрудников либо элементарно не хватает специалистов. Так как системы сложные, у людей могут быть пробелы на стадиях проектирования и даже внедрения. В связи с тем, что заработные платы в госучреждениях небольшие, о хороших специалистах там речи нет.
— Ассоциация будет лоббировать интересы ее участников?
— Да. Мы должны иметь среди своих членов специалистов, чтобы любую тему обсуждать, делать четкие предложения по законопроектам. Как профессиональная ассоциация, мы можем через членов парламента заявить о проблемах. Но мы должны быть лицензированы [6] АИС и Министерством культуры РК.
— А вы еще не получили лицензию?
— Пока нет. Ассоциация создана, однако нам нужно подтвердить число участников, заявить об их квалификации, чтобы впоследствии заниматься экспертизой, внесением предложений в законодательные дела. Данный вопрос решится в течение двух месяцев.
— Если дадут лицензию, будете ли вы возвращать на доработку законопроект "Об Интернете"?
— Обязательно. Даже сейчас, не имея на руках лицензии, мы активно работаем с АИС и Министерством культуры и информации.
— В чем, на ваш взгляд, проблема данного законопроекта?
— Дело в том, что если у пользователей возникало много вопросов, касающихся законопроекта, то у профессионала данного дела их бесконечное множество. Закон принят, но нерешенных моментов осталось немало. Поймите, надо совместно разрабатывать многие моменты. Парламентарии могут неделю думать над проблемой, например, отношений контент-провайдеров и хостинг-провайдеров, но так и не найдут нужного решения. Мы предлагаем объединить усилия.
— О каких конкретно проблемах вы говорите?
— К примеру, каким образом зафиксировать факт нарушения закона? Если я владелец ресурса и на меня уже подали иск в суд, оперируя тем, что на сайте были размещены материалы, порочащие честь и достоинство, каким образом судья будет рассматривать это заявление? Что будет предъявляться в качестве доказательств к иску? Сканы? Каким образом они будут делаться, как заверяться? Ведь сами знаете, в фотошопе можно сделать все, что угодно.
Кого считать владельцем ресурса? Владелец - кому домен принадлежит или тот, кто реально работает? Ведь домен может принадлежать одному человеку или компании, а сайтом может заниматься совсем другой.
— Внесения каких изменений в Закон "Об Интернете" вы планируете добиваться?
— Во-первых, здесь должен быть четкий регламент досудебной процедуры разрешения спора. То есть каждый владелец ресурса должен иметь на сайте тревожную кнопку, нажав на которую посетитель увидит информацию - "аську", скайп, номер телефона. Там должно быть прописано, что в течение часа будет реакция с сайта. Если владелец ресурса считает, что обращение этого человека не стоит и выеденного яйца, то он должен ответить, что "требование является неправомерным и материалы остаются на сайте". После этого человек направляет письменное заявление в редакцию сайта и получает также письменный ответ. Жалобу посетителя не удовлетворили - тогда он обращается, к примеру, в нашу ассоциацию, и мы проводим экспертизу спорных материалов, выдавая решение. Только после этого человек идет в суд, где, опираясь на переписку и заключения экспертов, судья может вынести правомерное решение.
— Довольно много споров возникает и вокруг блокировки сайтов.
— Да, согласен. Как профессионал я понимаю, что требовать, например, от владельцев ЖЖ [7] закрытия нежелательных блогов не совсем нормально. Потому что в ЖЖ свои блоги размещают граждане около 200 стран. Если они будут реагировать на каждую жалобу и блокировать неугодный кому-то блог, они не смогут заниматься разработкой собственного портала. К примеру, директор ЮрИнфо ИГОРЬ ЛОСКУТОВ предлагает не уходить в дебри, а работать в рамках доменного пространства kz [8]. На мой взгляд, это более правомерно и реально. Тем более что мы не умеем блокировать отдельные блоги на ЖЖ. Вся платформа оказывается недоступной для пользователей.
— Вы сказали, что наши судьи не компетентны в данной отрасли. Им необходимо будет повышать квалификацию?
— Знаете, многие только знают слово Интернет, но не понимают, что оно значит. В первом варианте законопроекта "Об Интернете" был пункт, который говорил о том, что все вопросы по интернет-делам будут решаться центральным судом в Астане. Однако этот пункт убрали и оставили решение данных вопросов для судей на местах. Но их компетентность в данном вопросе у меня вызывает сомнение. Здесь возникает вопрос о лицензировании судей. Надо, чтобы голос нашей ассоциации был решающим. То есть экспертизы, которые мы будем проводить, имели определенный вес в суде.
— Вас записали в защитники законопроекта. Почему?
— Я всегда говорил, что закон плох, но он нужен. А если ты говоришь, что он нужен, тебя автоматически записывают в защитники законопроекта. На мой взгляд, надо решать массу проблем - это авторские права, электронная коммерция, взаимоотношения покупателя и продавца. Сегодня у нас все на уровне, "как договоришься". А если не получилось, куда обиженному идти? В интернет-коммерции у нас все четко не прописано. А вот на Западе это уже давно работает. Нам надо быстрее двигаться.
— На сколько лет мы отстаем от Запада?
— Сложно сказать. Наверное, от трех до пяти. Я точно знаю, что регистрация доменов по паспортам в Германии и Франции действует около трех лет. [9] В России вводится с 1 октября. [10]
— Пока вы не получили лицензии, что можете посоветовать владельцам порталов?
— Нам пока надо либо расширять штат модераторов, либо требовать от своих пользователей исключения анонимности. По-другому, чтобы дать пользователям волю и в то же время не отвечать за то, что они делают у тебя на сайте, невозможно.
Комментарий Дяди Шала
В принципе, у меня нет претензий к автору по сути интервью, есть лишь поправки и замечания редакторского характера, объясняющиеся тем, что материал не предъявлялся мне на сверку. Чем, кстати, грешат многие наши журналисты, что порою приводит к скандальным случам…
[1] Правильно: Объединение юридических лиц (ОЮЛ) "Интернет Ассоциация Казахстана"
[2] См. Досье на проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей", ставший соответствующим
Законом РК от 10 июля 2009 года №178-IV.
[3] См. "Повторение - мать учения, или Семь лет спустя".
[4] АИС - Агентство РК по информатизации и связи
[5] ЦОНы - Центры обслуживания населения
[6] Правильнее сказать "аккредитованы". О чем можно прочесть в Правилах проведения аккредитации объединений субъектов частного предпринимательства",
утвержденных постановлением Правительства РК от 31 мая 2006 года № 477.
[7] См. "За державу обидно!"
[8] См. Досье на проект Закона РК "О регулировании казахстанского сегмента сети Интернет",
подготовленный генеральным директором компании "ЮрИнфо" Игорем Лоскутовым и его коллегами-юристами
[9] Правильнее говорить не о паспортах, а о том, что доменные имена в зонах FR и DE
имеют право регистрировать только компании и частные лица, являющиеся резидентами Франции и Германии соответственно
[10] См. "Бюрократы возьмут Интернет под контроль"